Чтобы попасть на коралловый риф необязательно ехать в дальние страны. Достаточно посетить крымскую гору Ай-Петри, которая, по мнению некоторых ученых, и есть древний, поднявшийся со дна моря риф. На эту кажущуюся неприступной зубчатую скалу можно заехать на автомобиле. На 1,2-километровую высоту ведут две дороги: серпантин из Ялты и горная, но более пологая из Бахчисарая. Мы с Андреем Приписновым после посещения Ханского дворца, Успенского монастыря и Чуфут-Кале выбрали второй путь. Кстати, есть еще и третий – по воздуху, на канатной дороге из Мисхора.

Маршрут: Бахчисарай – Танковое - Куйбышево – Голубинка – Соколиное – вершина Ай-Петри– Ялта

БЕЛЬБЕКСКИЕ ВОРОТА

На равнине солнечно, а в горах туман и дождь, там климат другой

Проехав Бахчисарай, за поселком Железнодорожное сворачиваем налево, в долину реки Бельбек, и оказываемся в большом каньоне, края которого отмечены отдельно стоящими горами с плоскими вершинами. Это так называемые Бельбекские ворота. Места эти были густо заселены в древности. Вот на той вершине справа византийская Сюйренская крепость, за ней пещерный город Мангуп, столица известного в средние века княжества, слева – пещерный монастырь Качи-Кальон и городище Кыз-Кермен…

Дорогу, по которой мы едем, проложили русские саперы в конце XIX века под руководством инженер-полковника Шишко, который настолько удачно вписал ее в рельеф местности, что в советское время ее только чуть расширили и покрыли асфальтом.

Здешний более умеренный климат без постоянных южнобережных катаклизмов и обилие воды позволяют выращивать в садах, мимо которых мы проезжаем, отменные урожаи. Останавливаемся у торгующей кизилом бабушки, чтобы сравнить вкус садовых ягод с дикими. Да, садовый кизил в два раза крупнее, но вкус у растущего в лесах Южного берега более терпкий и насыщенный.

За Соколиным начинается горный серпантин, плотно обставленный буковым лесом – на поворотах двум легковушкам, не говоря уже об автобусах трудно разъехаться. Слева остается Большой каньон – узкое ущелье глубиной 300 метров, за которым находятся развалины храма Христа Спасителя, справа – водопад Серебряный.

Обращенные в сторону моря грозные скальными стены

Нам некогда спешиваться для посещения этих достопримечательностей. Для этого нужно время, а у нас его в обрез – надо успеть до темноты попасть на вершину Ай-Петри, да и погода на тысячеметровой высоте слишком переменчивая, вот уже начал накрапывать дождь. Кстати, в такую погоду посещение каньона из-за камнепадов очень опасно.

Наконец, когда повороты слегка распрямились и головы, заняв вертикальное положение, перестали напоминать китайских болванчиков, перед нами неожиданно выросли гигантские грибы-дождевики. Это - белые купола Симеизской обсерватории, значит, почти приехали.

ВЫСОКОГОРНЫЙ ТАБОР

Сворачиваем к станции канатной дороги и, не доезжая до нее, останавливаемся на самом краю 1,2-километрового обрыва. Перед нами разворачивается панорама Южного берега Крыма, словно широкоформатный фильм в американском кинотеатре для автомобилей. На переднем плане красавица Ялта, за ней – выступающий далеко в море силуэт Медведь-горы.

Табор на вершине Ай-Петри. Белое треугольное здание - станция канатной дороги.

Зубчатая вершина Ай-Петри совсем рядом, но чтобы на нее попасть надо въехать в обнесенный оградой маленький курортный Лас-Вегас с увеселительными заведениями, напоминающий наличием огромного шатра передвижной цирковой городок и цыганский табор одновременно.

За въезд и стоянку с нас просят по пять гривен. Меня как бывшего местного, лазившего здесь в «застойные» годы бесплатно, это немного коробит (еще один платный вход в Провал!), тем более, что берут дань не крымские татары, а похоже – невесть откуда-то взявшиеся чеченцы.

Познакомившись с заросшим черной бородой контролером и его спутником и окончательно почувствовав себя на восточном базаре, начинаем торговаться: «Ну ладно, Абдурахман и Мухамед, мы журналисты, про вас же напишем, сделайте нам скидку». Они советуются со своим «полевым командиром» и впускают нас бесплатно. Мухамед бежит вдогонку и, запыхавшись, просит вычеркнуть его из блокнота. Делаем ему одолжение (здесь он проходит под другим именем). Парень облегченно вздыхает. «За это машину посторожишь!» – вконец обнаглев, кричим ему. Он в знак согласия машет рукой.

Отсюда открывается захватывающая дух панорама Южного берега Крыма, от горы Аю-Даг - на востоке, до горы Кошка (Симеиз) - на западе

Проходим сквозь строй похожих на бутафорные декорации лавочек и забегаловок. Запах как за кулисами цирка, что неудивительно: здесь десятки лошадей, есть даже верблюды. Отказываемся от поездки верхом к пещере Трехглазка. Проводники сразу теряют к нам интерес, но один из них все же, пытаясь нас заинтересовать, выкладывает последний козырь: «Это любимая пещера писателя...». Имя писателя уносит ветром, нам некогда его переспрашивать. Но каково! Абреки абреками, хоть сейчас в массовку в фильм про разбойников или басмачей, а про писателя выучили - туристический бизнес заставил.

За оградой начинается тропинка на вершину Ай-Петри. Час поздний и будочка в очередной вход в Провал пуста. Опять экономия – по две гривны на брата. Идти недалеко, но быстро не получается – тропинка скользкая, ее камни отполированы до зеркального блеска тысячами туристических ног. Вот и знаменитая зубчатая вершина, растиражированная на тысячах открытках еще с царских времен. Отсюда видна недостающая западная часть панорамы Южного берега: Гаспра, Кореиз, Мисхор, Алупка, Симеиз, Голубой залив…

СТО НОЧНЫХ ПОВОРОТОВ

Вершина Ай-Петри считается лучшим местом в Крыму для встречи восхода солнца. С чем, впрочем, можно поспорить - на восточном стороне Демерджи над урочищем Хапхал тоже неслабо, да и на бабуганской Куш-Кае, Караби-яйле и Карадаге...

Но нам суждено было увидеть заход солнца. Здесь он такой же быстрый, как на всем Южном береге: словно кто-то невидимый погасил свет и оставил лишь слабую подсветку в районе Севастополя. А нам, как муравью в мультфильме, еще до своего муравейника надо добираться, причем, как в мультике, - муравейник вроде близко, а до него еще бежать и бежать. Так и Ялта, вот она, под ногами, напрямую до нее не больше трех километров, но чтобы к ней спуститься надо проехать двадцать километров по довольно опасному ночью, не освещенному горному серпантину, да еще под моросящим дождем.

Первый же 180-градусный поворот заставляет относиться уважительно к этой раллийной трассе (здесь проводились Антик-ралли), а таких поворотов, на которых впритык разъезжаются машины, здесь около сотни. С трудом верилось, что здесь развивал скорость до 200 км/ч на «Формуле-1600» Сергей Малик. Правда, на прямых участках, но все же.

Пролетаем мимо водопада Учан-Су и знаменитых в «застойные» годы ресторанов «Лесной» и «Кара-голь», куда народ на самолетах летал из Москвы на пару дней догуливать. И, наконец, крымские сосны расступились, и словно перевернутое звездное небо заиграл перед нами мириадами огоньков Южный берег. И вспомнились почему-то Маяковское – «Пожалте червонец! Ялта».

ЭКИПАЖ. Андрей Приписнов (владелец автомобиля), Александр Ельчищев.
АВТОМОБИЛЬ. Пятидверный хэтчбек ВАЗ-21140 2003 г. в.
МАРШРУТ. Путешествие по Крыму. Горная дорога Бахчисарай - Ялта с заездом на вершину горы Ай-Петри (1234 м).

СПРАВКА

ДОРОГА БАХЧИСАРАЙ - ЯЛТА

Расстояние 74 км. Проехав 5 км после последних домов Бахчисарая в сторону Севастополя, надо свернуть налево на развилке после пос. Железнодорожное, в районе ж/д станции Сирень (Сюйрень). Ориентир – обелиск в честь воинов-освободителей Крыма. Дорога изобилует горными серпантинами, поэтому перед поездкой надо проверить эффективность тормозов. Желательно иметь «противотуманки». Помните: в горах другой климат, нежели на равнине.

АЙ-ПЕТРИ

Гора Ай-Петри, символ Большой Ялты, знаменита своей зубчатой вершиной (ее высота 1234 м). Расположена над Ялтой и Алупкой. В переводе с греческого - Святой Петр (скорее всего, из-за находящегося здесь храма, чьи руины видели путешественники в начале XIX в.) . На вершине – станция канатной дороги, целый увеселительный городок с сувенирными лавками и ресторанами. Стоимость въезда и стоянки автомобиля – 5 гривен (1 гривна равна примерно 4 руб.). Посещение вершины – 2 гривны (цены наверняка изменились).

КАНАТНАЯ ДОРОГА

К вершине Ай-Петри можно добраться на 3-километровой канатной дороге из Мисхора. Время подъема - 20 минут. Людям, боящимся высоты, надо иметь ввиду, что последний, самый высокий участок длиной 1,7 км не имеет опор (он самый большой в Европе), к тому же вагончик сильно раскачивается.

ПЕЩЕРЫ

На Ай-петринском плато (яйле) разведано 35 пещер. Самая глубокая из них - Каскадная (246 м), самая доступная – Трехглазка. К последней организован конный получасовой маршрут от городка на вершине. Время проведения экскурсий с 8.00 до 20.00 ежедневно. Стоимость 40 гривен (следует уточнить, цена дана во время нашего путешествия). Лошадей хватит на всех – их тут несколько десятков.
© Александр Ельчищев
Фото и схема маршрута автора

Потрясающей красоты горы амфитеатром окружили город Большая Ялта в Крыму.

Острые белые зубцы Ай-Петри, главные вершины Ай-Петринского массива, знакомы по любимым с детства фильмам и являются одной из знаменитых крымских достопримечательностей.

Если есть возможность, стоит побывать на Ай-Петри, чтобы с высоты 1234 м осмотреть окрестности. Как добраться до Ай-Петри из Ялты, расскажет эта статья.

Название горы

Свое название известная получила из-за византийского храма, который древние греки воздвигли на ее вершине и посвятили святому Петру. Храм Ай-Петри существовал до XV столетия.

Горная легенда

Какая же гора обойдется без трагической легенды о любви?! Ай-Петри не исключение. В местном фольклоре бытует рассказ, как в давние времена парень и девушка полюбили друг друга, но родители запретили им даже мечтать о свадьбе. Влюбленные решили покончить с собой и забрались на высокую гору. Парень прыгнул первый, а девушка крикнула: «Ай, Петр!», но прыгать испугалась, вернулась домой и всю жизнь была несчастна.

Немного географии

В прошлом океанский коралловый риф, Ай-Петри, благодаря тектоническим процессам, поднялась на высоту 1234 м.

Горный массив протянулся на 25 км с запада на восток, оберегая Ялту от ветров и непогоды. Общая площадь яйлы (так называют крымские столовые горы) - 300 кв. км, большая часть является горно-лесным заповедником.

Достопримечательности Ай-Петри зимой и летом

Если знать, как добраться до Ай-Петри из Ялты, это стоит сделать и зимой, и летом - гора заслуживает внимания.

Летом это прекрасная смотровая площадка, где можно сделать уникальные фотографии. Поверхность плато покрыта живописными зелеными лугами и лесами, по которым приятно гулять в жаркий день.

Одно из любимых развлечений отдыхающих - прогулка по адреналиновым мостикам, которые подвешены от основного плато Ай-Петри к белым известковым выступам на вершине. Четыре зубца отделяет от плато широкая трещина шириной несколько десятков метров, глубина расщелины - более тысячи метров. Прогулка по навесному мосту оставляет незабываемые впечатления.

В теплое время года интересно пройтись по плато к пещерам, их насчитывается на Ай-Петри около 300. Самая известная и оборудованная - Трехглазка, где даже летом не тает снег. Незабываемым приключением станет поход к скалам Таракташ, куда ведет тропа от водопада Учан-Су.

Зимой на плато Ай-Петри приезжают, чтобы покататься на лыжах, снегоходах, сноубордах. Плотный снежный покров появляется на Ай-Петри в декабре и лежит до марта. Для катания на пологой северной стороне плато обустроены горнолыжные трассы, их протяженность - 120-1030 м. Бугельные подъемники работают с 10 до 15 час.

Что надо учитывать при посещении

Собираясь покорять одну из крымских вершин, стоит отнестись к этому серьезно:

  1. Подобрать обувь. Никаких шлепок, каблуков, не подойдет скользкая подошва.
  2. На горе всегда ветрено - лучше захватить ветровку или куртку.
  3. На Ай-Петри значительно прохладнее, чем в Ялте, поэтому надо утеплиться. Даже летом температура редко поднимается выше +15-18 °С. Зимой же плато укрыто снежным покровом, температура воздуха опускается до -20 °С.
  4. Зимой необходимо взять запасную обувь - на плато обычно много снега, ноги быстро промокают.
  5. Делая фотографии, стоит помнить о своей безопасности и не подходить к самому краю, откуда сильный порыв ветра может сбросить вниз любителей селфи. К тому же скальная порода скользкая.
  6. В праздники и выходные на нижней станции образуются большие очереди.
  7. Посещение Ай-Петри - удовольствие довольно дорогое, но банкоматов наверху пока нет.

Кто на Ай-Петри не бывал - тот Ялты не видал!

С вершины Ай-Петринской гряды открывается изумительный вид на Большую Ялту: можно рассмотреть белоснежное здание Ласточкина гнезда, скалы и леса. На 130 км вдаль можно разглядывать морскую гладь с катерами и теплоходами.

Попасть на Ай-Петринскую вершину намного проще, чем на любую другую крымскую гору.

Прибыв в Ялту, как добраться до Ай-Петри самостоятельно? Можно выбрать несколько вариантов:

  • пешком по лесным тропинкам;
  • по канатной дороге в кабинке фуникулера;
  • по автомобильной дороге.

Пешее восхождение

Отправляясь в путь, надо понимать, что восхождение на гору высотой 1234 м - не простая прогулка по парку, она требует физической подготовки и соответствующей экипировки. На гору Ай-Петри как добраться из Ялты, знают поклонники пешего туризма, которые протоптали к плато тропинки. Каждая имеет свое название:

  • Мисхорская;
  • Таракташская;
  • Боткинская;
  • Кореизская.

Пеший подъем занимает от 2 до 7 часов. Надо учесть, что в горно-лесном заповеднике нет магазинов, поэтому воду и продукты надо брать с собой. Еще одна сложность, подстерегающая путешественников, - отсутствие четкой маркировки дорожек.

Если очень хочется пешком подняться на Ай-Петри (Крым), как добраться из Ялты до подножия? Есть несколько вариантов:

  • можно доехать на автобусе № 30 от автовокзала до остановки "Водопад" и подниматься по Боткинской или ;
  • по Южнобережному шоссе на автобусах № 107, 128, 142 до развилки около Кореиза для подъема по Кореизской тропе;
  • автобусами № 107, 128, 142 до развилки в Мисхоре.

Велоподъем

Любителям велосипедных прогулок посещение Ай-Петри тоже понравится. Тут есть маленькая хитрость: наверх лучше подняться на канатке, а спуститься своим ходом.

К тому же на велосипеде можно съехать с Ай-Петри не в сторону Ялты, а в направлении Большого каньона и проехать в Бахчисарай по красивым горным дорогам.

Осторожно: горная дорога! На вершину автомобилем

Заехать на автомобиле на вершину Ай-Петри можно со стороны Бахчисарая и Ялты. Бахчисарайская дорога находится в плохом состоянии, зимой дорогу частенько заваливает снегом, и нужно ждать, пока ее расчистят. Проехать по ней можно только на полноприводном автомобиле.

Из Ялты на Ай-Петри как добраться на машине?

  • Доехать по Южнобережному шоссе, соединяющему Ялту и Севастополь, до поворота на Виноградное и свернуть вправо по указателю. В Виноградном, кстати, находится театр морских животных, и летом дельфины, киты, тюлени, морские котики и морж выступают под открытым небом.
  • Через Виноградное двигаться по горному серпантину.
  • Протяженность пути от Ялты до Ай-Петри составит 30 км. Дорога займет около часа.

Горный узкий серпантин довольно опасен и требует от водителя повышенного внимания. На пути Ялта - Ай-Петри почти 300 поворотов, причем многие из них закрытые.

Отправляясь на вершину крымской визитной карточки, можно сделать несколько остановок:

  • около водопада Учан-Су - водопад с красивым названием «летящая вода» падает с высоты почти 100 м;
  • возле «Пьяной рощи», где деревья растут под углом;
  • у горного озера Караголь;
  • на смотровой площадке «Серебряная беседка».

Если самостоятельно подниматься на автомобиле боязно, можно доехать до нижней станции канатной дороги на Ай-Петри (Ялта). Как добраться на автомобиле сюда:

  • выехать из Ялты на Южнобережное шоссе в сторону Севастополя;
  • проехать по нему 14-15 км;
  • свернуть влево на развилке около большого бетонного указателя «Севастополь - Ялта»;
  • спуститься по дороге СО-11806, вьющейся серпантином, вниз еще около 5 км.

На небольшой парковке автомобиль можно будет оставить.

Канатная дорога

Нет варианта проще и комфортнее, как добраться до Ай-Петри из Ялты на канатке. Это уникальное инженерное сооружение, построенное в 1967 году, само по себе представляет интересную достопримечательность:

  • Ялтинская канатная дорога - самая длинная в Европе, ее протяженность - почти 3 тысячи метров.
  • Сооружение создано по безопорному принципу - пролет длиной 1670 м не имеет опор.
  • около горы угол подъема кабинки составляет почти 50°.

Четыре просторные кабинки, в которых можно перевозить даже велосипеды, рассчитаны на 30 человек каждая. Двигаются они по принципу маятника - навстречу друг другу.

Состоит из 3 станций:

  • нижняя в Мисхоре;
  • средняя в Сосновом бору;
  • верхняя - на плато Ай-Петри.

На средней станции делается пересадка, проверяют билеты. Весь путь занимает примерно 17 минут.

Канатка работает без выходных в режиме:

  • с 11:00 до 15:00 - подъем;
  • с 11:00 до 16:00 - спуск.

В 2017 году билеты стоили 400 руб. взрослому, 250 руб. ребенку от 6 лет.

Из Ялты на Ай-Петри на автобусе

Приезжающие на пару дней туристы хотят быстро и легко добраться на вершину знаменитой крымской горы.

Как добраться до Ай-Петри из Ялты с минимальным самостоятельным перемещением? Ответ прост: найти на которая напрямую отправится на вершину горы. Этих маршруток нет в расписании, они не проходят техосмотр, являясь собственностью водителя. Если есть желание рискнуть, можно отправиться на ней. Отыскать транспорт можно по крикам водителей, зазывающих туристов на Ай-Петри. Стоимость обговаривается на месте.

Если выбирать безопасный вариант, то из Ялты на Ай-Петри как добраться от автовокзала? Надо доехать на автобусах № 102, 107 или от на автобусе № 132 до нижней станции «Мисхор» канатной дороги и на фуникулере подняться на вершину Ай-Петри.

Незабываемые впечатления и море удовольствия гарантированы!

Один из увлекательных туристических маршрутов по горному Крыму состоит из подъёма на Ай-Петринское плато и гору Ай-Петри по Кореизской тропе, переход по яйле и спуск к Ялте по Таракташской тропе.

Трудно найти более быстрый и доступный способ попасть на Ай-Петринское плато в общем , и на гору Ай-Петри в частности, чем Кореизская тропа. В Крыму такое нечасто встретишь, когда прямо с трассы Ялта - Севастополь начинается подъём на вершину. Кореизская тропа широко известна среди пеших туристов и нанесена на все более или менее подробные карты Южного берега Крыма.

Схема маршрута:

Найти начало маршрута не составит труда. В том месте, где пересекаются трасса и дорога, поднимающаяся из Алупки, есть остановка общественного транспорта, которую в народе называют Самота . В качестве ориентира можно использовать указатель «72 - Севастополь , Ялта - 9».

Кореизская тропа: схема маршрута у начала тропы

Перед подъёмом посмотрите на открывающуюся перед вами перспективу. Главных ориентиров два - сам Ай-Петри (если вы не знаете, как он выглядит, отыщите взглядом станцию канатной дороги на вершине гряды - её хорошо видно с трассы) и треугольник скалы Малый Ай-Петри (Воронья скала). Обе точки предстоит пройти.

Итак, начинаем подъём. Дорога, уходящая вверх и чуть влево - именно та, что нам нужна.

Набор высоты небольшой, тропа проходит через редкий сосновый лес и целый ряд небольших недостроенных домиков.

Надо сказать, что Кореизская тропа хорошо маркирована, на камнях вдоль дороги поставлены краской указатели. Поэтому поначалу стоит быть внимательнее, выбирая отмеченные тропы и придерживаясь предпочтительно направления направо. Кроме основных троп, лес испещрён сокращёнками или, как их тут называют - «сократами». Почти все они выведут к цели, но лучше всё-таки в первый раз пользоваться маркировкой, держа за ориентир скалу Малый Ай-Петри, если, конечно же, позволяет видимость.

Очередным заметным пунктом на нашем пути по Кореизской тропе будет беседка, где можно отдохнуть и перекусить. Ведь предстоит вторая, самая сложная часть пути.

Как это часто бывает на горных маршрутах, существует два варианта пути: тяжёлый, но быстрый или более лёгкий, но и более продолжительный. Выбрав первый вариант, вы будете штурмовать подъём в лоб, прямо от беседки устремившись вверх и немного влево. Крутизна подъёма не позволит надолго задерживаться на тропе, камни под подошвой предательски скользят. На этой тропе вы увидите мостики, которые установлены тут любителями маунтинбайка - скоростного спуска с горы. Мостики, кстати, неплохой ориентир.

Кстати, по всей протяжённости верхней половины маршрута будьте осторожны, ведь экстремалы несутся вниз на бешеной скорости, рискуя не только своим, но и вашим здоровьем.

Если же вы отдадите предпочтение более лёгкому маршруту, то от беседки берите вправо и по широкой дуге вы выйдите в итоге туда же, куда ведёт тяжёлый путь - к Вороньей скале или Малому Ай-Петри, с которой открываются потрясающие виды.

Вдоволь натешившись фотографированием и отдохнув, начнём третью стадию подъёма. Средней тяжести, она отблагодарит вас чудесными видами ялтинского горного амфитеатра и панорамой побережья.

Надо сказать, что большую часть пути по Кореизской тропе вам скрасит густой сосновый лес, дышать будет легко, новичок не будет успевать вертеть головой из стороны в сторону. Чем выше, тем сосны толще, некоторые не охватить и двум взрослым одновременно.

До верхушки Ай-Петри уже недалеко. Лес редеет, грунт становится каменистым, у самой вершины поверхность горы похожа на яйлу, на которую вы скоро попадёте. Камни - разных размеров - кажется повсюду. Здесь также раздолье для фотолюбителей.

Ну вот и вершина. Последнее усилие - и вы на Ай-Петри. Если планируете возвращаться назад тем же путём, запоминайте место, где вышли, найти потом обратный путь будет нелегко. В качестве ориентира возьмите сосну-самолёт, которая благодаря необычной форме бывает облеплена туристами как мухами.

Сосна-самолёт на выходе с Кореизской тропы
на вершину Ай-Петри

Весь подъём, в зависимости от степени подготовленности займёт 2,5 - 3,5 часа.

Если вас не соблазнили зазывалы огромного количества закусочных, и вы твёрдо решили продолжать путь, то вам следует повернуть от базара вправо. Проверьте наличие воды, если надо - приобретите.

Вполне удобная дорога по красивой открытой местности приведёт вас в село Охотничье.

По пути к нему вы пройдёте мимо антенн и недостроенной ветроэлектростанции.

В самом селе обязательно посетите смотровую площадку - вся Ялта будет как на ладони.

Не пропустите тут же недалеко и одиноко стоящий репер - геодезический знак, поставленный здесь ещё в дореволюционную эпоху (1913г.), на котором есть табличка с информацией о высоте, долготе и широте этой географической точки.

Охотничье - последний пункт до самого спуска, где ещё можно будет что-нибудь прикупить из провизии. В селе вы не пропустите трассу, следуя которой дойдёте до поворота направо, на ай-петринское лесничество.

Ещё одним ориентиром будет несколько единиц строительной техники, много лет назад брошенной под открытым небом.

Яйла заканчивается, начинается лес, дорога через который приведёт вас к поляне у края гор, где вы найдёте карту маршрутов, проходящих в этих краях.

Однако все сложности пути забудутся, когда вы увидите это чудо природы воочию, с расстояния десятка метров. Длившаяся тысячелетиями работа ветра превратила безликие горы в грандиозный и красивейший памятник силам природы. Присмотритесь, порода Таракташского камня слоистая, как пирог, вы сможете руками доставать хрупкие пластины прямо из скал. Под ногами груды битого тонкого камня. Таракташская тропа проходит через тенистое ущелье, где фотоаппарат работает без устали, а память старается запечатлеть всё это великолепие. Из многочисленных «форточек» и проломов можно полюбоваться панорамой Ялты и Ялтинского горно-лесного природного заповедника .

Но вот небольшое ущелье заканчивается и вам предстоит длительный спуск вниз по Таракташской тропе. Он не будет быстрым и лёгким, придётся постоянно менять направление, петляя по серпантину и переступая поваленные деревья. Но захватывающие пейзажи гор, покрытых сосновым лесом, не дадут вам пасть духом.

Через час-полтора спуска наконец появится ровная дорога и вы снова сделаете свой выбор: вернуться немного назад и посетить водопад Учан-Су, либо держать свой , проходя которое вы ещё раз сможете насладиться видом ялтинских гор. Вот и трасса, вы уезжаете домой с незабываемыми впечатлениями о пройденном маршруте, а усталость от похода быстро пройдёт.

Остаётся ещё добавить, что у неподготовленного туриста весь маршрут с привалами и фотосессиями займёт около 9 часов.

olegman37

Описать гору Ай-Петри в двух предложения очень сложно. Об этой горе слагают легенды. Чтобы узнать об этом горном массиве, нужно поговорить с альпинистами, скалолазами, спелеологами или туристами. Но даже если их рассказ сложить вместе, получить представление Ай-Петри не получится. Самым верным способом является ее посещение.

Добравшись до вершины можно разглядеть линию морского горизонта на расстоянии 135 километров. С панорамной площадки можно разглядеть , мыс Ай-Тодор, и с .

Описание и характеристики горы: где находится Ай-Петри?

Гора Ай-Петри — это вершина и горный массив. Его площадь составляет порядка 300 кв. км. Вершина представляет собой столовый массив, который вытянут вдоль Южного побережья Крыма, и образует главную горную гряду.

Ай-Петри является популярной достопримечательность полуострова. Высота Ай-Петри составляется 1234 метра над уровнем моря. Массив покрывается снегом с начала декабря и держится до наступления весны. Это место в Крыму является самым ветреным. В этом месте расположена ветряная электростанция, которая на данный момент не функционирует.

Ай-Петри славится своими скалами, которые называются «белые зубцы». Они доводят линию массива от мыса Ай-Тодор до моря. Зубцы Ай-Петри представляют собой пики разной высоты. Их создавала природа в течение многих лет, обдувая ветром рифовые известняки.

Погода на Ай-Петри. Климат на горном массиве отличается резкой контрастностью. В долгий зимний сезон температурный график колеблется от -20 до 11,5 градусов. Самым теплым месяцем на Ай-Петри считается июль, когда отметка термометра поднимается до 15 градусов.

У подножия величавой горы Ай-Петри находится одноименный санаторий, который является уникальным целительным местом ввиду своего климата, защищенного горами с одной стороны и омываемого морем с другой. О санатории «Ай-Петри» в Крыму мы рассказываем в нашей .

Чем примечательно место

Так как гора отличается необычной формой, ее зубцы стали настоящей примечательностью массива. Летом на них можно добраться по подвесным мостам Ай-Петри, чтобы полюбоваться южной панорамой . Помимо своих знаменитых зубцов гора Ай-Петри может быть интересна туристам другими достопримечательностями. Самыми известными среди них являются:

Пещеры. Их насчитывается более 300. Из всего количества оборудовано всего три — Геофизическая, Ялтинская и Трехглазка. Последняя пещера известна тем, что внутри всегда находится снежный сугроб, который превращается в ледовый покров. Экскурсии по пещерам проводятся только летом;

Скалы Таракташ. Эти горные породы образованы выветриванием. Попасть на них можно по таракташской тропе, начинающейся от восточных склонов горы и заканчивающейся у , который берет начало на южном склоне массива;

Горнолыжные трассы. Они расположились на северных склонах горы, отличающихся своей пологостью;

Канатная дорога. Считается самой протяженной в Европе.

Об этой величественной горе ходит множество легенд. Самой популярной из них является легенда, рассказывающая о молодой влюбленной паре.

В старые времена, недалеко от горы жили две семьи. В одной семье росла дочь, а в другой — сын. Молодые люди полюбили друг друга, такой светлой и сильной любовью, которую человек может испытать всего раз в жизни.

Но родителей юноши и девушки были против союза. Девушке уже выбрали богатого жениха, а для юноши подобрали завидную невесту. Когда родители узнали о чувствах детей, они поставили им ультиматум: либо дети остаются под крышей отчего дома, в достатке и богатстве, либо их ждет нищета и позор.

Молодые люди отчаялись и приняли, на их взгляд, самое правильное решение — не уступать родительской воле, но и не отрекаться от нее. Молодые люди решили покончить собой. Так они хотели остаться вместе, хоть и на том свете. Влюбленные взялись за руки, преодолели подъем на Ай-Петри и подошли к краю обрыва. Там они в последний раз поклялись друг другу в любви.

Однако скалистый обрыв был достаточно узким, чтобы они могли спрыгнуть вдвоем. Парень решил сделать это первым, а любовь его жизни обещала последовать за ним. Петр, так звали парня, взглянул в небеса и сделал свой последний шаг. Он разбился о скалы, и морская пучина увлекла его тело на дно.

Девушка, после прыжка возлюбленного испугалась. Она передумала прыгать, и крикнула: «Ай, Пётр». Девушка была в подавленном состоянии, у нее потух взгляд, она села на камень, оплакивая возлюбленного. С рассветом девушка перестала плакать, обрыв перестал ей казаться страшным, а море столь зловещим. Пели птицы, шелестела листва, светило солнце и молодая девушка поняла, что не стоит так плакать по ушедшему возлюбленному. Она молода и привлекательна, и у нее будет еще множество поклонников, и она встретит свою любовь. Так она и вернулась домой.

Вот с этих самых пор гору стали называть Ай-Петри или Святой Петр. Теперь по традиции, все мужчины пропускают женщин вперед, а живописный вид с горы напоминает людям о горькой истории любви.

Посмотрите все фото горы Ай-Петри в Крыму:

Канатную дорогу на Ай-Петри можно назвать чудом инженерной мысли. Она входит в десятку самых впечатляющих подъемников в мире. Уникальность «канатки» состоит длине безопорного пролета, которая составляет 1670 метров. Угол подъема возле самой горы составляет — 46 градусов.

Канатная дорога Ай-Петри состоит из трех станций:

  1. Нижняя — ;
  2. Средняя — Сосновый Бор;
  3. Верхняя — Ай-Петри.


Перевоз пассажиров осуществляется при помощи четырех пассажирских кабинок. На средней станции делается пересадка. На всем протяжении подъема пассажиров сопровождает обслуживающий персонал.

Дорога сконструирована по маятниковому принципу — кабинки поднимаются и спускаются навстречу друг другу. Кабинки достаточно просторные, в них помещается до тридцати человек. Можно перевозить в кабинках и велосипеды, и тяжелые туристические рюкзаки.

Строилась канатная дорога еще во времена СССР. «Канатка» работает практически круглый год, и только в феврале ее останавливаются на технический ремонт.

Авария за все время работы дороги случилась только один раз, в 2013 году. Пострадавших нет, а причиной аварии послужило отключение электроснабжения конструкции. Некоторые время туристам пришлось находиться в неподвижных кабинках, застрявших на приличной высоте. Крымские спасатели благополучно их эвакуировали.

Стоимость посещения

Канатная дорога является настоящим символом полуострова, так как на ней всего за 17 минут можно добраться до панорамного плато.

Стоимость канатной дороги Ай-Петри в одну сторону:

  • Для взрослых — 300 рублей
  • Для детей — 200 рублей

Дети до 6 лет перевозятся бесплатно. При перевозе велосипедов и рюкзаков взимается доплата. Протяженность канатной дороги составляет 2980 метров.

Как добраться до Ай-Петри

На гору Ай-Петри можно добраться разными способами:

  • Первый — доехать до станции Мисхора, где расположена нижняя станция канатной дороги, которая и довезет до плато;
  • Второй способ как доехать до Ай-Петри — на машине. Серпантин начинается в районе . Продолжительность пути составляет 18 км;
  • Третий — пешком или на велосипеде. Таким способом добраться до вершины Ай-Петри достаточно сложно, и не подготовленному человеку делать этого не стоит. Путь предстоит долгий по затяжным и крутым подъемам. Для любителей пешего туризма проложены пешеходные тропинки — Боткинская, Таракташская, Мисхорская.

Перед посещением горы Ай-Петри, обратите внимание на следующие рекомендации:

  • Температура воздуха на плато на 5−10 градусов ниже, чем у подножия. Помимо этого, гора является самым ветреным местом полуострова, поэтому с собой необходимо иметь теплые вещи;
  • Не рекомендуется фотографировать на краю обрыва, так как можно наступить на скользкий камень. А так как это место считается самым ветреным, то есть шанс разбиться о скалы от сильного порыва ветра;
  • Возьмите с собой на экскурсию достаточно денег. Даже самостоятельная прогулка по смотровой площадке — платная;
  • На нижней станции в сезон собираются дикие очереди. Запаситесь терпением, так как своей очереди можно ждать часами;
  • На Ай-Петри нет питьевой водопроводной воды, подумайте об этом перед тем, как делать заказать обед в ресторане;
  • Доехать до канатной дороги можно от ялтинского автовокзала на маршрутных такси № 27 или 32. Они довезут прямо до нижней станции;
  • Обратно с горы можно спуститься альтернативным способом — маршрутным такси;
  • Любителям пеших и велосипедных туров рекомендуется подняться на гору на «канатке». Так как в кабинках можно перевозить велосипеды и рюкзаки, то обратный спуск можно совершить самостоятельно. Спуск будет намного приятнее подъема.

Предлагаем вам также посмотреть видео канатной дороги Ай-Петри: