Отложить Отложено

Последние трагические события вернули наше национальное сознание к горе Кармель, к месту, которое уже с древних времен стало символом верности в наследии нашего народа. Говоря о прошлом можно сожалеть, можно с ностальгией вздыхать, однако в еврейской традиции исторический рассказ становится не просто воспоминанием, а служит пробуждению духовной силы и заложенного в древности потенциала. Ведь Земля Израиля сочетает в себе и прошлое и настоящее, и будущее, ведь о ней сказано: «непрестанно глаза Господа, Б-га твоего, на ней от начала года и до конца года». (Дварим 11,12).

Местоположение и природная красота горы Кармель превратила ее в одно из любимых мест семейного отдыха и пеших прогулок для многих израильтян. Гора достигает высоты 550 метров, величественно возвышаясь над окружающими ее низменностями и равнинами.

Дождевые осадки просачиваются через скалистые породы, образуя многочисленные пещеры. Источники воды (и современные насосные станции) находятся у подножия горы, а наверху практически нет постоянных водных ресурсов. С началом сельскохозяйственной революции, в древние времена, человек оставил Кармель и поселился у его подножия. Только преследуемые группы населения поднимались на вершину горы, так было с евреями в христианский — Византийский период, так было и с друзами 300 лет тому назад.

Благодаря природным условиям и незначительному присутствию человека, вершину и склоны горы в течение веков покрывал густой естественный лес. Уже в 30-ых годах 20-ого века евреи-олим из Германии сравнивали этот район со Швейцарией. А в 70-ых годах более 100 тысяч дунамов естественного леса были объявлены государственным парком. Для Израиля Кармель имеет большое значение, ведь только 3% страны покрыто естественными лесами. С началом сионистского движения лесные посадки стали символом возвращения еврейского народа и возрождения Страны Израиля. Не случайно, многие израильтяне воспринимают пожар на Кармеле и последовавшие за ним поджоги по всей стране как экологический арабский террор, направленный против всего народа.

По форме Кармель напоминает большой треугольник. Каждая из его «вершин» имеет свое название, историю и особенность. Южная упоминается уже в древних египетских хрониках под названием «Нос лани» (сейчас — «Нос Кармеля»), здесь утопает в зелени Зихрон Яаков — первое еврейское поселение в этом районе. Неподалеку находится сад и пещера, в которой похоронен барон Ротшильд, «отец еврейской общины Израиля», 100 лет тому назад отдавшего все свои силы и богатство на возрождение Страны Израиля.

Крутой склон горы, как верный спутник, идет вдоль моря на протяжении 25 километров с юга на север. Гору и море разделяет узкая прибрежная полоса, называемая «Берег Кармеля». Только в одном месте гора соприкасается с морем, буквально входит в него, и именно здесь располагается Хайфа, третий по величине город в Израиле. Наверное, эта картина стояла пред глазами пророка Йермияу, говорившего: «… и как Кармель в море войдет» (Йермияу 46,18). Здесь, на северной вершине Кармеля, называемого «Глава Кармель», соединяются голубизна моря и неба с зеленым покровом горы и с городом, сбегающим по склону. Центральная часть Хайфы называется haдар — великолепие, по словам пророка Йшааяу — «… великолепие Кармеля и Шарона» (Йешааяу 35,2).

Однако третья и менее посещаемая восточная вершина Кармеля олицетворяет историческую память, связанную с этой горой. По-арабски эта вершина называется Мухрака — «опаленная», а на иврите — Керен а-Кармель — «Угол Кармеля». Как высокая башня вершина горы возвышается над всей округой. С горой Кармель царь Шломо сравнил свою возлюбленную (символ еврейского народа) — «Голова твоя, как гора Кармель …» (Песня Песней 7,6). Именно здесь 2800 лет назад разыгрались события, ставшие символом стойкости и приверженности вере.

В то время в северном Израильском царстве правил царь Ахав. Его жена Изевель, дочь финикийского царя, насаждала в народе культы Бааля (бога дождя) и Ашторет (богини плодородия), центральных кнаанейских идолов, а пророков В-севышнего преследовала и убивала. Против этого выступил пророк Элияу (Илья), в качестве наказания с Небес остановивший дождь на 3 года. А в конце долгой засухи и голода, здесь, на вершине Кармеля, в присутствии царя и всего народа, он вышел один на «состязание» с 450 жрецами Бааля — чтобы все увидели, кто является настоящим «живым» Б-гом.

Идолопоклонники принесли в жертву быка и до вечера взывали, танцевали и секли себя до крови, но Бааль им не ответил. И тогда Элияу восстановил разрушенный жертвенник Б-га, принес свою жертву и приказал обильно облить ее водою. И В-севышний ответил ему огнем, пожравшим и жертву, и дрова, и всю воду. Выражением этого Б-жественного проявления стало провозглашение всего народа: «В-севышний — Он Б-г» и уничтожение жрецов Баала у протекающей у подножия горы речки Кишон. Вслед за этим В-севышний ответил долгожданным дождем, оросившим и оживившим всю Землю Израиля. (Мелахим 1,18).

Те древние события во многом напоминают события последних дней. Долгая засуха, огонь и дождь сплелись в один клубок. И все это во время Хануки, олицетворяющей борьбу еврейского народа за духовную независимость и верность своей культуре, в период внутренних споров о продаже домов и Земли Израиля арабам.

Гора Кармель (от евр. Керем-Эль - «виноградник Божий») - гряда гор на северо-западе Израиля. Некогда их склоны были сплошь покрыты виноградом, чем и объясняется название «Кармель».

Гора служила людям пристанищем с незапамятных времен: археологи обнаружили на ней останки ранних представителей рода людей - неандертальцев. С этой местностью связаны некоторые события священной истории. Так, в ІХ в. до н. э. на горе обитал библейский пророк Илия. Здесь же он посрамил служителей Ваала: те долго призывали свое божество, чтобы зажечь жертвенный огонь, но у них ничего не получилось; по молитве же Илии Бог послал огонь на политые водой дрова. Считается, что на горе Кармель по пути из Египта останавливалось Святое Семейство. В связи с названными событиями горный массив почитается представителями трех религий: иудаизма, христианства и ислама. В ХХ столетии на склоне Кармеля была воздвигнута усыпальница Бабы - основателя молодой религии бахаизма. Поэтому гора стала священным местом и для ее последователей бахаев.

Сегодня на горе Кармель и у ее подножия расположены кварталы одного из крупнейших и красивейших городов Израиля - . На самой возвышенности находятся самые привлекательные для туристов городские достопримечательности:

  • Пещеры на территории национального парка «Нахаль Меарот». Благодаря пещерам ученые восстановили картину развития человеческой цивилизации от времен палеолита, доказали, что неандертальцы и вид «хомо сапиенс» соседствовали друг с другом в рамках одной культуры, узнали о быте людей периода перехода от кочевой жизни к оседлой. В 2013 году пещеры Кармеля были включены в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
  • Национальный парк Кармель с многочисленными пешеходными тропами, велодорожками и местами для пикников. В парке растут иерусалимская сосна, дикая маслина, фисташковые деревья, таворский дуб, лавр. Особенно красиво здесь весной, когда цветут травы и кустарники. При парке создан Государственный заповедник «Хай-Бар», в котором разводят и возвращают в дикую природу животных и птиц: волков, кабанов, шакалов, лисиц, оленей, сов, орлов.
  • Монастырь католического ордена кармелитов Стелла Марис (в переводе с латыни - «звезда моря»). Он также известен под названием монастыря Богоматери горы Кармель. Первые монахи начали селиться на горе с XII в. В XIII столетии они образовали орден кармелитов и построили большую церковь. Монастырский комплекс неоднократно разрушался и восстанавливался. Современный вид он приобрел в середине ХІХ в. Главное здание обители - храм - по внешнему виду напоминает крепость. Его интерьер украшают великолепные витражи и росписи итальянского художника Луиджи Поджи. Напротив монастыря располагается станция канатной дороги «Стела Марис» и смотровая площадка, с которой открывается захватывающая панорама побережья Средиземного моря.
  • Усыпальница Бабы и бахайские сады. Религия бахаев зародилась на Ближнем Востоке во второй половине ХІХ в. В 1909 г. на горе были захоронены останки вероучителя бахаи - Бабы. В 1953 г. над могилой Бабы по проекту канадского архитектора Уильяма Максвелла была построена грандиозная усыпальница с золотым куполом. Последователи бахаизма называют здание храмом Бахаи. В 1987 г. вокруг усыпальницы разбили сады, которые по праву считаются одними из красивейших в мире. Они спускаются с вершины Кармеля живописными террасами. В 2008 г. бахайский парково-архитектурный комплекс был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Деревня художников Эйн Ход. Поселение было основано в 1953 году человеком по имени Марсель Янко. Здесь обитают скульпторы, живописцы, музыканты, ремесленники. В деревушке много любопытных скульптур, домиков и объектов искусства. Наряду с жилыми домами, мастерскими и галереями в поселении есть музей Янко-Дада. В его выставочных залах представлены работы Марселя Янко и современных авангардистов.
  • Хайфский университет. Архитектурный проект университета разработал бразильский зодчий Оскар Нимейер. Самое знаменитое строение на территории учебного комплекса - башня Эшколь, заметная при подъезде к Хайфе издалека. Башня Эшколь - это тридцатиэтажный небоскреб. На верхнем этаже башни есть смотровая галерея - самая высокая точка города. С нее открывается потрясающий вид на Галилею, море и гору Хермон.
  • Хайфский учебный зоопарк имени Луи Ариэля Гольдшмидта. Зоопарк - популярное место отдыха как среди гостей страны, так и израильтян.

Официальные сведения
Страна Израиль
Пещеры, в которых жили
первобытные люди, начиная с 500 000 лет назад

Общие сведения о горе Кармель (из опубликованных источников)


В первой половине января 2013 года, после посещения подземного комплекса Бейт Шеарим и неудачной попытки (из-за размытой дороги) доехать до так называемого «Колеса Духов» или «Израильского Стоунхенджа» - единственной в Израиле мегалитической структуры концентрического типа, мы под проливным дождем добрались до расположенного на западных склонах горы Кармель заповедника , называемого «Нахаль Меарот» или «Пещеры доисторического человечества» (полное название Sites of Human Evolution at Mount Carmel: The Nahal Me’arot / Wadi el-Mughara Caves), который был включён включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2012 году. Неудачи, начавшиеся в Бейт Шеариме, продолжились. Из-за проливных дождей парк был закрыт, и, что гораздо хуже, была закрыта на реставрацию его главная, самая большая, пещера – Нахаль (Nahal) или Эль Вад (El Wad). Мы с трудом отыскали представителя администрации, который разрешил нам подняться в пещеры. Так что одна проблема была решена. Частично решилась и вторая проблема, поскольку нам все же удалось подойти к реконструируемой пещере, сделать фотографии в ее устье и поговорить с рабочими. Однако, пройти вглубь пещеры в тот день было невозможно из-за отсутствия в ней освещения. А из-за отвратительной погоды мы не смогли пройти по долине ручья Нахаль Меарот или Ручья пещер.
Итак, что же представляет собой гора Кармель и пещерный комплекс заповедника Нахаль Меарот ?
Гора Кармель - часть одноименного кряжа, с трех сторон окруженного долинами: Изреельской, Саронской и долиной Звулуна. Река Йокнеам отделяет Кармель от гор Самарии. На западе, в районе Хайфы, Кармель вплотную подступает к Средиземному морю. Воды, стекающие с ее склонов, питают две речки: Кишон и Орен. В зимнее время здесь выпадают обильные дожди. Высшая точка горы Кармель - 546 метров над уровнем моря.
Название Кармель состоит из двух ивритских слов: "керем", "эль" (керем - виноградник, эль - бог). Действительно, в древности склоны горы Кармель были покрыты виноградниками и масличными рощами, и она всегда символизировала обилие и плодородие.
Гора Кармель во все времена и у всех народов считалась священной. И евреи, и христиане, и мусульмане считают, что в пещере на ее склоне некогда жил Илия-пророк. А еврейские мудрецы предсказывали, что после конца дней Храм возродится на пяти горах, одной из которых будет Кармель.

Место, в котором Илия-пророк победил жрецов Ваала или Баала (и ) (эта история описана в 18-й главе Третьей книги Царств), называется «Мухрака» - что на арабском означает «Огненное место». Мухрака находится в северо-восточной части горы Кармель, оттуда открывается вид на всю Израильскую долину. Мухрака расположена на высоте 482 м, в 27 км от Хайфы и в 13 км от Мегиддо.

Ханаанеи, населявшие эту землю еще до прихода евреев, считали Кармель местом пребывания своего верховного божества Ваала. Финикийцы поклонялись здесь местному божеству Хададу. Греки называли Кармель горой Зевса и поставили на ней жертвенник. Римляне вопрошали здесь оракулов об уготованной им богами судьбе.
В ХIII-ХII вв. до н.э. гора Кармель служила естественной границей между израильскими коленами и финикийцами. В библейские времена Кармель входила в надел колена Ашера. Потом эти земли захватили ассирийцы. Веками Кармель переходила из рук в руки, его завоевывали то вавилоняне, то персы, то финикийцы. Александр Македонский использовал эту гору как удобный стратегический плацдарм и построил тут военные лагеря.
А когда после разрушения римлянами Второго Храма евреи из центра страны устремились на север, на склонах Кармель одно за другим начали появляться еврейские поселения. Сегодня археологам известны 16 еврейских городов и 21 поселение того периода. Однако вскоре их жители покинули эти места, так как условия существования в районе Кармель стали тяжелыми. Наибольшего расцвета район Кармель достиг в римско-византийскую эпоху, когда прибрежные города получили автономию.

Путеводитель по Библии Азимов Айзек

Гора Кармил (Кармель)

Гора Кармил (Кармель)

Однако спустя три года Илия встретился с Ахавом и предложил провести испытание, чтобы узнать, кто истинный бог - Яхве или Ваал:

3 Цар., 18: 19. Теперь пошли, и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил…

На «горе Кармил» собралось четыреста пятьдесят пророков Ваала-Мелькарта, и они пытались разжечь огонь жертвенника, долго взывая к своему богу, но огонь не был ниспослан. И тогда Илия призвал Господа, и с неба спустился огонь, поглотивший жертвенник.

Кармил - это горный хребет длиной около пятнадцати миль, протянувшийся с северо-запада к юго-востоку, чуть южнее реки Киссон. «Кармил» на еврейском означает «сад» или «виноградник». Хребет этот, особенно в древности, был густо покрыт растительностью и имел привлекательный вид. Его максимальная высота, приблизительно в середине гряды, 1732 фута. Там, где он спускается к морю, образуется мыс Кармил. У моря, немного севернее хребта, сейчас располагается город Хайфа. Вся эта область является частью современного государства Израиль, а Хайфа - второй по величине его город. Однако в древние времена на месте Хайфы не было какого-либо значительного города.

Самым важным событием в истории горы Кармил явилось состязание между Илией и приверженцами Мелькарта. Отчасти поэтому, отчасти из-за его привлекательной уединенности, это место в раннехристианские времена стало убежищем отшельников. Когда в XII в. н. э. Палестина временно оказалась в руках крестоносцев, на горе Кармил были построены монастыри и основан орден кармелитов, процветающий до сих пор.

Религиозное состязание на горе Кармил, о котором Библия рассказывает с такими подробностями, закончилось полной победой Илии. Господь сразу услышал Илию: огонь, упавший на жертвенник, «пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и поглотил воду…», а сотни «бесновавшихся» жрецов Ваала тщетно призывали своего бога весь день.

Ахав, свидетель их поражения, пришел в ужас и позволил Илии схватить всех «пророков Вааловых» и убить их у реки Киссон.

Из книги Пророки и цари автора Уайт Елена

Глава 11 Кармил (Эта глава основана на 3-й книге Царств, 18:39-40) Стоя пред Ахавом, Илия потребовал, чтобы на горе Кармил собрался весь Израиль и пророки Ваала и Астарты. «Пошли, – повелел он, – и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков

Из книги Тафсир Аль-Коран автора Мухаммед

Сура 52 АТ-ТУР «ГОРА» Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!Эта сура ниспослана в Мекке. Она состоит из 49 айатов. Сура начинается с клятвы пятью из самых великих творений в том, что неверных, отрицающих посланника, непременно постигнет наказание. В ней рассказывается о

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

52.Гора[Синай] Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!1. Клянусь горой [Синаем].2. Клянусь начертанным писанием,3. на развернутом свитке.4. Клянусь домом посещаемым5. и кровлей возведенной,6. клянусь морем переполненным:7. грядет кара Господа твоего неминуемо8. и ничто не

Из книги Радостные вести Комментарий на Послание ап. Павла к Галатам автора Ваггонер Эллет

Гора Синай - гора Сион Как есть два завета, так есть и два города, к которым они относятся. Иерусалим, который ныне олицетворяет старый завет, относится к горе Синайской. Он не будет освобожден, но будет заменен городом Божьим {Откр. 3:12; 21:1–5). Это город, которого ожидал

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

Братство горы Кармель В истории ордена кармелитов снова переплетены вместе Восток и Запад. Гора Кармель считалась святой горой еще в иудейской традиции. Первая монашеская отшельническая группа появилась там в IV веке, в месте, которое сейчас называется Вади-эин-Сиах –

Из книги Железная флейта (Тэттэки Тосуи) автора Автор неизвестен

42. Южная гора Ши-шуань жил на Южной горе, а Куан-хи - на Северной горе. Однажды монах из северного монастыря пришел в Южный, и Ши-шуань сказал ему: «Мой Южный монастырь не выше по сравнению с монастырем на севере». Монах не знал, что сказать, и промолчал. Когда монах вернулся

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ГОРА Однажды равви Авраам поехал к своему шурину в Кремниц. Самые выдающиеся представители местной общины собрались, чтобы приветствовать его. Но Авраам отвернулся от них и стал смотреть в окно на гору, у подножия которой лежал город. Среди тех, кто ожидал приезда цадика,

Из книги Гимны Надежды автора Автор неизвестен

382 Гора Сион, гора святая Гора Сион, гора святая,Престол где Господа стоит!К тебе стремлюсь я, к двери рая,Где солнце вечное блестит,Где бури нет и нет ненастья,Где радость вечная царит,Где всё согрето светом счастьяИ гимн хваления звучит.Там наш Господь Свой лик

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора

Гора и Ослик Шёл маленький ослик по тропе меж гор. Тащил за собой маленькую тележку со всякого рода хламом.«Забавный Ослик, – подумала Гора. – Зачем он тащит за собой этот никому не нужный хлам?»И решила Гора позабавиться над осликом. Бросила она со своих высот ему в

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Ильяс и пророки Баала на горе Кармил 16 Авдий отправился навстречу Ахаву и всё рассказал ему. Тогда Ахав пошёл навстречу Ильясу. 17 Увидев его, он сказал:- Это ты навёл беду на Исраил?18 - Не я навёл беду на Исраил, - ответил Ильяс, - а ты и дом твоего отца. Вы оставили

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Гора Вечного (Мих. 4:1–3)1 Вот что открылось в видении Исаии, сыну Амоца, об Иудее и Иерусалиме:2 В последние дни гора, где храм Вечного,будет поставлена во главе гор;вознесётся она над холмами,и устремятся к ней все народы.3 Многие народы пойдут и скажут:- Идём, поднимемся на

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Гора Вечного (Ис. 2:2–4)1 В последние дни гора, где храм Вечного,будет поставлена во главе гор;вознесётся она над холмами,и устремятся к ней народы.2 Многие народы пойдут и скажут:- Идём, поднимемся на гору Вечного,к дому Бога Якуба,Он научит нас Своим путям,чтобы нам ходить

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Илия и пророки Баала на горе Кармил 16 Авдий отправился навстречу Ахаву и все рассказал ему. Тогда Ахав пошел навстречу Илии. 17 Увидев Илию, он сказал ему:- Это ты навел беду на Израиль?18 - Не я навел беду на Израиль, - ответил Илия, - а ты и дом твоего отца. Вы оставили

Из книги Путешествие по Святой Земле в 1835 году автора Норов Авраам Сергеевич

Гора Ор Старое поколение уходило, и из тех, кто во времена Исхода был взрослым, остались уже немногие. Так, например, в Кадесе умерла Мариам, сестра Моисея.Настало время действовать. О нападении на Хеврон непосредственно с юга пока не могло быть и речи, и сыны Израилевы

Из книги автора

Илия на горе Кармил Три года не прекращался в Израиле голод, вызванный засухой. Тогда, по внушению Господа, Илия снова явился к Ахаву и побудил его собрать на горе Кармил старейшин Израиля и четыреста пятьдесят пророков Бааловых. «Долго ли вам хромать на оба колена? -

Из книги автора

Глава XVIII Дорога из Назарета к горе Кармил. – Каифа «И идее, и прииде до человека Божия в гору Кармилскую». (4 Цар 4:25) Мы ехали горными ущельями. В одном из них веселая деревенька Эль-Мух-Бей, окруженная пальмами и апельсинными деревьями. Через час с четвертью пути выехали мы

С севера - Хайфским заливом и долиной Звулун. На юге и востоке хребет понемногу понижается, переходя в холмы в районе городов Биньямина на юге и Йокнеама на востоке (примерно 25 километров в каждую сторону). Впрочем, на востоке холмы быстро снова превращаются в горы, окружающие долину реки Иордан .

Наименование горы «Виноградник Божий» (Керем-Эль) происходит от винограда , который когда-то в изобилии рос на её склонах. Высшая точка горы - или хребта - находится между городом Хайфа и друзским поселением Осфия к юго-востоку от Хайфы, в этом месте высота хребта Кармель составляет 546 метров над уровнем моря. На этой вершине возведена телебашня Хайфы. На соседней вершине расположен кампус Хайфского университета .

Среднегодовая температура на Кармеле - плюс 19 °C. Примерное количество осадков - 600 мм в год, в отдельных местах - до 900 мм. Раз в несколько зим на вершинах гор выпадает снег (например зимой 2005/2006 года), но он крайне тонок и редко держится более нескольких часов.

Географические особенности и геологическое строение

Внешне хребёт Кармель напоминает гигантский утюг, направленный на северо-запад. «Нос» «утюга» врезается в Средиземное море, образуя с севера Хайфский залив . Вся северо-западная часть хребта находится в городской черте Хайфы . Утёсы подходят очень близко к воде, обрываясь вниз крутым склоном, поросшим хвойно-лиственным лесом. В самом узком месте скалистое основание утёса отделяет от вод Средиземного моря не более нескольких десятков метров. Этот промежуток занят железной дорогой Хайфа-Тель-Авив и четырёхполосной улицей Хагана, которая переходит затем в 4-е междугородное шоссе Хайфа-Тель-Авив.

Происхождение хребта Кармель - вулканическое , однако ни сколько-нибудь значительного вулканического кратера , ни больших базальтовых массивов, образующихся вследствие извержений, на хребте нет. Можно сказать, что гора Кармель - несостоявшийся вулкан : давление магмы заставило подняться скалистое основание, образовав горный хребет, однако сама магма на поверхность не прорывалась.

Горообразовательная деятельность в районе Хайфы давно прекратилась, и небольшие землетрясения , сотрясающие Хайфу раз в три-четыре года, связаны исключительно с проходящим менее чем в сотне километров центральным каналом Сирийско-Африканского тектонического разлома, являющегося частью Восточно-Африканской рифтовой зоны . Бо́льшая часть материала, составляющего гору Кармель, - это осадочные породы, известняк и мел , следы простиравшегося когда-то над этой местностью моря Тетис . Мягкость этих материалов объясняет существование в горе Кармель множества больших и маленьких пещер.

Исторические находки на территории хребта Кармель

Пещеры горы Кармель издавна использовались людьми для жилья. На западном склоне горы Кармель, в окрестностях города Зихрон-Яаков , в пещерах Табун и Схул в 1929-1934 гг. были найдены костные остатки людей вместе с каменными орудиями леваллуазского типа и костями ископаемых животных. В пещере Табун обнаружен почти полный скелет женщины неандертальского типа и нижняя челюсть мужского черепа с отчётливым подбородочным выступом. В пещере Схул открыты кости десяти скелетов разной сохранности (характеризуются большими индивидуальными различиями и сочетанием неандертальских и современных особенностей в строении черепа и др. частей скелета). Находки относятся к периоду 45-40 тыс. лет тому назад. Одни учёные считают, что население пещер Кармеля - результат смешения людей неандертальского и современного типа; другие видят в них эволюционный переход от древних людей к новым. Это открытие позволило выделить новый подвид предков человека, который, правда, не всеми учёными признаётся.

Другие открытия, сделанные на основании находок на горе Кармель, заставили пересмотреть некоторые предположения относительно неандертальцев. В пещере Кебара на горе Кармель был найден скелет неандертальца, жившего 60 тысяч лет назад, у которого полностью сохранилась подъязычная кость , совершенно идентичная кости современного человека. Так как от подъязычной кости зависит способность говорить, то ученые были вынуждены признать, что неандерталец мог обладать этой способностью.

Кроме того, учеными были обнаружены фрагменты первых украшений, сделанных из просверленных раковин. Две такие бусины, датируемые 100 тыс. лет до нашей эры, нашли при раскопках уже упоминавшейся пещеры Схул (Skhul ).

Пешера Ильи-пророка в Хайфе.

В пещерах Кармеля скрывался когда-то пророк Илья (Элияху ). Сейчас пещера, в которой, по преданию, он жил, является религиозным центром поклонения иудеев и христиан. Эта пещера находится в городской черте Хайфы, практически прямо под единственной в Хайфе линией канатной дороги, у подножия горы. На вершине горы пророк молил Бога о прекращении трёхлетней засухи, а потом с трепетом следил за появлением в небе дождевого облака.

Илья-пророк вообще очень любил северную часть Израиля и район Хайфы. Место, в котором он победил жрецов Ваала (эта история описана в 18-й главе Третьей книги Царств), называется «Мухрака» - что на арабском означает «Огненное место». Мухрака находится в северо-восточной части горы Кармель, оттуда открывается вид на всю долину Изреэль . Мухрака расположена на высоте 482 м, в 27 км от Хайфы и в 13 км от Мегиддо .

Многие верят, что пещера, в которой будущий царь Давид скрывался от гнева царя Саула , тоже находится в горе Кармель. Это связано с геологическими особенностями южных районов Израиля, в которых, согласно Ветхому Завету , родился царь Давид - из-за небольшого количества осадков там крайне мало подходящих для укрытия пещер. Таким образом, все сколько-нибудь удобные для беглеца с юга пещеры находятся в горе Кармель или севернее. Но до пещер в более северных горных грядах добираться дольше, а единственная удобная дорога с юга на север в любом случае проходит по побережью, мимо подножия горы Кармель. Некоторые даже считают, что пещера, послужившая укрытием пророку Илье, и та, где укрывался Давид - одна и та же.

Флора и фауна хребта Кармель. Государственный заповедник

Осадочные породы, из которых, как было сказано выше, состоит хребет, являются превосходным источником минеральных солей для плодородной почвы. Фантастическое плодородие склонов горы, особенно в сочетании с мягким климатом и большим количеством осадков, было известно ещё в древние века и вошло в легенды.

Как следует из названия горного хребта, в древности на склонах горы Кармель в изобилии рос виноград . Однако мусульмане, властвовшие над этой местностью без малого тысячу лет, вырубили виноградники, а турки во времена Османской империи вырубали леса, поэтому к началу XX века леса сохранились лишь на небольшой части горного массива. Фонд охраны природы Керен Каемет ле-Исраэль и Государство Израиль прилагают множество усилий, чтобы восстановить леса горы Кармель.

Сейчас большая часть леса на горе Кармель - это кедровый лес, высаженный фондом. (Лес только называется кедровым; в иврите просто нет отдельного слова для обозначения иерусалимской сосны). Однако вследствие страшного лесного пожара весной 2005 года хвойный лес на юго-западных склонах сильно пострадал. На освободившихся площадях собираются высадить лиственные леса, которые, из-за более низкого содержания смолы в деревьях, будут гореть хуже.

В лесах преобладает иерусалимская сосна , таворский дуб , фисташковые деревья , встречается дикая маслина . В увлажнённых района встречается лавр . В начале мая склоны гор покрыты зелёной травой, на фоне которой растут алые колониты (цветы, похожие на маки). Весной цветут розовые и белые цикламены , жёлтые крокусы и колючий ракитник, позже расцветает белый люпин и жёлтая календула . В низинах, вблизи озёр и болот можно увидеть влаголюбивые тропические растения: папирус , олеандры ; на поверхности водоёмов - жёлтую и белую кувшинку .

В Кармельских лесах до сих пор водятся дикие кабаны , волки . Очень часто встречается шакал . Часто можно встретить cредиземноморскую лисицу . Весьма распространён барсук . Встречается дикобраз . Из грызунов-вредителей можно отметить полёвок, крыс . Встречается также олень благородный , лань , газель (животное) , гривастый баран, муфлон , кролики , зайцы . Широка популяция ежей . Искусственно поддерживается популяция орлов. В лесах живут также совы, ястребы , филины , сычи и др.. Водятся дикие кошки: одичавшие домашние, рысь , леопард , (правда, численность последнего исчисляется единицами, а величиной он немногим больше обычной кошки). Часто можно встретить дамана .

В парке сосуществуют десятки видов насекомых. Среди них следует отметить саранчу , богомолов , тараканов . Самые крупные из них имеют в длину до 90 мм, отлично летают и часто приживаются в квартирах. Встречается много видов бабочек . Разнообразны жуки . Распространена пчела медоносная. Следует отметить досаждающих людям москитов , комаров , слепней , мух , но их не столь многo, как в России.

В целях сохранения дикой природы на горе Кармель основан гигантский национальный парк , открытый для туристов. В парке проложено множество пешеходных и велосипедных маршрутов, продолжительность которых - от получаса до 18 часов. Сходить с проложенных и тщательно помеченных дорожек строжайше запрещено. На границе национального парка организованы автомобильные стоянки с кемпингами , туалетами и водопроводом. На этих стоянках разрешается разжигать костры. В пределах парка запрещена ночёвка в палатках. Кроме того, в парке основан заповедник «Хай-Бар», целью которого является восстановление популяции крупных животных в лесах севера Израиля.

Кармель и Хайфа

Как уже отмечалось выше, город Хайфа частично захватывает северо-западную, самую высокую и обрывистую часть хребта Кармель. На отрогах гор построено множество городских районов («Адар » (1909), «Неве Шеанан » (1925)). На самом гребне горы находятся наиболее престижные районы Хайфы «Кармель », «Хорев », «Дэния », Хайфский университет . На северо-западной оконечности хребта - там, где он с высоты в почти 300 метров чуть ли не отвесно спускается к морю, - построен хайфский маяк . Там же находится верхняя станция единственной в Хайфе канатной дороги .

Помимо канатной дороги, покорить гору Кармель в городской черте можно и другими способами. Например, на единственном в Израиле метро «Кармелит ». Этот подземный фуникулёр способен преодолеть расстояние от хайфского порта до центра района Кармель примерно за 6 минут. Подробнее о хайфском метро см. статью Кармелит .

Третьим, не менее интересным способом подняться на гору Кармель является проход по Бахайским садам . 19 террас общей длиной более километра и большой сад, разбитый вокруг возведённой в 1909 году усыпальницы Предтечи Основателя религии Бахаи Ба́ба (настоящее имя Сийид Али-Мухаммад), являют собой праздник красоты, симметрии и торжественного величия в центре промышленного города. По обе стороны от ступеней лестницы текут искусственные ручьи, на верхней и нижней террасах находятся фонтаны. Центральная часть каждой террасы засажена травой зойсия, однолетними цветами, живыми изгородями сантолины и дюранты, кустами и подстриженными деревьями. На боковой зоне каждой террасы посажены засухоустойчивые, не требующие большого ухода суккуленты , олеандры , розмарин , лантана, оливковые деревья, джакаранда (палисандровое дерево), коралловое дерево и плюмерия. Третья зона была оставлена в качестве естественной рощи, которая служит «коридором» дикой природы. На более крутых склонах были использованы засухоустойчивые дёрнообразующие растения: плющ , можжевельник и липпия.

Примечания

Ссылки

  1. http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/059/373.htm (рус.)
  2. http://www.avialine.com/country_additional.php?id=80 (рус.)
  3. http://www.ufolog.nm.ru/homo.htm (рус.)
  4. http://www.isrutc.org/facts8.asp (рус.)
  5. http://www.machanaim.org/history/shm-israel/sh-1-4.htm (рус.)

Wikimedia Foundation . 2010 .