Рязанский кремль - настоящая архитектурная жемчужина, если не сказать больше. Это достопримечательность, ради посещения которой стоит приехать в Рязань, пусть даже больше вы не увидите ничего. Впрочем, не бывает поездки в Рязань без знакомства с кремлем. Даже поговорка такая есть: "Начинается земля, как известно, от Кремля", вот и знакомство с городом не возможно без этого.
Оно и понятно, что древний русский город без кремля? Беззащитная птица с отрезанным крылом. Вот вроде почти все есть, а главного не хватает. Так, без крыльев кремлей, живут сейчас такие красавцы-города, как Ярославль и Кострома. А Рязани повезло! Кремль есть, да еще какой! Значение кремля трудно переоценить, потому что с кремля город начинался, и именно здесь начинаешь
понимать его особенности, нрав и историю.

Так и в Рязани. Что сам город, что его кремль - едины. Рязань в некотором смысле замерла в прошлом. Мне она показалась очень несовременным городом, я как будто в детство попала. Но так ведь и кремль просто чудо как сохранился. В чем по-вашему, отличие рязанского кремля от многих других? В отличной сохранности! Я не могу припомнить кремля, где до наших дней дошло бы так много храмов (в том числе действующих) и и целый комплекс гражданских построек. Более того, в кремле сохранился действующий по сей день монастырь. В то время, когда в Москве только думают о воссоздании разрушенных до основания обителей, здесь, в Рязанском кремле, такая обитель есть. Это надо обязательно осознавать и ценить и не думать, что главное отличие Рязанского кремля от других в отсутствии стен. Стена,между прочим, имеется, пусть и фрагмент. Сохранились здесь и другие части кремля - мощный вал (300 м.) и ров.

История Рязанского кремля

Нынешняя Рязань в старину называлась Переяславль-Рязанский. В XI веке город был невелик и занимал территорию современного кремля. В XIV веке Рязань становится столицей княжества, а в кремле располагается княжеский двор. Спустя время, в XVI веке, часть княжеского двора занимает архиерейский двор. С этого момента, кремль становится религиозным центром. На его территории к этому времени существует уже три монастыря - Спасский, Явленский и Духовской. Два последних, к сожалению, до наших времен не сохранились.
На сегодняшний день кремль делят между собой музей и церковь. Делят достаточно мирно. К праздно гуляющим и туристам здесь относятся хорошо, и это понятно. На территории кремля располагается сразу несколько экспозиций. Подробно об экспозициях, времени их работы, стоимости посещения я писала в статье . Сегодня же я предлагаю вам прогуляться вместе с нами по Рязанскому кремлю.


Архитектурные памятники Рязанского кремля

Но перед тем, как перейти к фоторепортажу о посещении кремля, хочу немного рассказать об основных его постройках и помочь сориентироваться на территории. Не хочу, чтоб фотографии были абсолютно абстрактными для тех, кто в рязанском кремле пока не был.
Давайте посмотрим на карту Рязанского кремля . Такая карта стоит в кремле для удобства ориентирования.


В центре стоит огромный красного цвета Успенский собор . Построен в 1693-1699 гг. гениальным зодчим Яковом Бухвостовым в стиле нарышкинского барокко. Это самый огромный собор, построенный в этом стиле. Сейчас этот храм в кремле главный. А в старину главным, кафедральным, был соседний - Христорождественский собор (на карте он желтого цвета, стоит слева от Успенского собора). До XVIII века именно он назывался Успенским. Построенный в начале XV века, до нас он дошел в облике XIX века. Оба храма сейчас действующие.


​Весьма примечательна и соборная четыре хярусная колокольня . Ее высоты 83 м. Колокольня роскошная, глядишь на ее идеальные классические пропорции, колоннаду, сразу ощущаешь руку мастера, вернее мастеров - И. Ф. Русско, К. А. Тона и Н. И. Воронихина. Так много архитекторов приложило руку к строительству, потому что шло оно ну очень долго - полвека. Строение считается образцом классического стиля, не знающего себе равных в русских городах.

Еще два храма кремля - Архангельский собор и Церковь Святого Духа. Архангельский собор - небольшой храм, памятник архитектуры XV-XVII, построен в традиционных для древних храмов формах - четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый.


А вот церковь Святого Духа , располагающаяся на берегу реки Трубеж, за воротами кремля, весьма примечательна, даже уникальна - это двухшатровый храм, построен в 1642 году В.Х. Зубовым. Церковь является частью располагавшегося здесь когда-то монастыря. Еще один редкий архитектурный элемент - храм имеет только две апсиды.

Гражданские постройки кремля - Дворец Олега (XVII-XVIII вв.), Певческий корпус (середина XVII в.) и Консисторский корпус (середины XVII в.) составляют единый гармоничный ансамбль, поскольку имеют одного автора - Ю. К. Ершова. Их, как и другие здания, я покажу уже в процессе фоторепортажа.
В границах кремля располагается также Спасо–Преображенский монастырь . На его территории стоит 3 храма, часовня (в башне ограды) и прочие строения.

Храмы и другие постройки монастыря:


Постройки кремля, не относящиеся к монастырю:

12. Собор Успения Пресвятой Богородицы
13. Консисторский корпус (XVII в.)
14. Хозяйственная постройка (кузница и др.) (XVII в.)
15. Конюшня и каретный сарай (XVII-XIX вв.)
16. Земляной вал Рязанского кремля


Думаю, что общей информации уже достаточно, и можно переходить к осмотру.


Итак, мы подъехали к кремлю по улице Кремлевский вал и на стоянке у церкви Ильи Пророка поставили машину. От стоянки спускаемся по дорожке в сторону кремля,

и так получается, что обходим Глебовский мост сбоку.


Остается только взобраться на вал, и мы на месте.






Рязанский кремль отсюда как на ладони. Масштабы Успенского собора поражают. Рядом с ним все остальные церкви выглядят крошечными.


Слева от Успенского собора располагается Спасо-Преображенский монастырь. Вот его стены и башня. В башне есть небольшая часовня, оказывается.


С этой точки окидываем взглядом все достопримечательности кремля - вот Церковь Богоявления. Это также памятник архитектуры середины XVII в. Перед церковью западные ворота монастыря. Мимо них шествует свадебная процессия. Количество свадеб в Рязанском кремле меня удивило. У нас в Москве такое обычно бывает в усадьбах (Архангельское, Царицыно, Кусково), а здесь хоть и музей, но все-таки место религиозное.
Причем здесь проходят не просто приятные прогулки в старинных интерьерах, а идет строгий рабочий процесс - свадебная фотосъемка. По кругу свадебный кортеж обходит все видовые точки.




​Вот на кремлевский вал поднимаются.


Вот и у ворот колокольни фотографируются (с противоположной стороны).


Но нам это не мешает. У нас своя фотосъемка.

Обратите внимание на каменную резьбу на Успенском соборе. Чудо как хороша!




Проходим налево в сторону Христорождественского собора. С этого места хорошо виден переход от Успенского собора к Дворцу Олега (XIX в.) В летнее время он открыт. Мы планировали здесь пройти. Но не успели. Купол на заднем плане - это купол Архангельского собора.


Христорождественский собор.


Проходя вдоль Успенского собора поражаешься его мощному подклету и изящной галерее, которая идет по кругу.



Через арку входим на территорию Архиерейского двора, где располагается целый ансамбль различных гражданских построек.

Здесь у каждого здания свой киногруппа свадебная фотосессия. Ни пройти, не проехать. Так и проходили все время "бочком-бочком", чтоб никому не мешать. Серьезно, то свадьбы, то экскурсионные группы. Свободно мы себя чувствовали только в сувенирной лавке.



Поэтому снимаю частями.




Певческий корпус снимаем издалека. Ближе подойдем позже.



Архангельский собор.



А мы завидели вдалеке сувенирную лавку и держим путь туда.







Кстати, вот он в тени слева - поливальщик клумб (или садовник? Не знаю.).





Солодежня (солодовенные палаты). Здесь варили солод, который использовали для изготовления кваса и пива. Как и многие постройки кремля, Солодежня была построена в XVII веке, но вот в XVIII веке ее разобрали. Я слышала, что существуют планы восстановления этих палат, тем более что фундамент сохранился. Вот его даже прикрыли, чтоб не портился.





Неприглядную крышу прикрыли - посадили вот такие цветочки.


А вот это здание называется интересно - Гостиница Черни (конец XVII века). Изначально здесь были амбары для зерна, потом здание переделали под гостиницу. Здание двухэтажное. Если посмотреть внимательно, то на втором этаже видны не только окна, но и двери. На каждый из вторых этажей вела отдельная лестница - вот такое деревянное крыльцо, которое мы в единственном числе сейчас можем наблюдать.



Что делается за забором рассмотрел мой муж - просто позволил рост. Раскопки!






Мимо Гостиницы Черни продвигаемся к одним из ворот кремля - к тем, которые ведут к пристани. Вот уже появляется красивая двухшатровая красавица - церковь Святого Духа.


Дворец Олега с обратной стороны.


Вид на западные ворота кремля (у причала).


За воротами находится Духовская церковь - все, что осталось от Духовского монастыря.

Я обожаю шатровые храмы с кокошниками, их осталось единицы. А уж двухшатровых и того меньше.




Часовня рядом с церковью.

Дом причта находится на берегу рядом с храмом.


В этом же месте можно спуститься к пристани.


У пристани находится касса, где можно купить билет на прогулку на теплоходе по Оке. О стоимости билетов и графике движения читайте в статье: . Впрочем, время отправления теплоходов хорош


А мы возвращаемся на территорию кремля и идем смотреть то, что пока не видели. Через арочку опять попадаем на территорию архиерейского двора.


И выходим как раз к Певческому корпусу.




Проходим на монастырскую территорию.








Вот эти три надгробия - это все, что осталось от некогда богатого кладбища. Здесь хоронили священников, дворян, купцов. После революции кладбище уничтожили. Оставили только две могилы - профессора живописи, гравера И. П. Пожалостина (1837-1909) и писательницы и художницы Софьи Хвощинской (1828-1865). Вот так вот, не церемонились - кому быть, а кому не быть.

Решение квартирного вопроса основательно подкосило мой жж. Уже почти три месяца никуда не выбирался. Так что и писать особо нечего. Вот наскреб несколько картинок из летней поездки в Рязань. Картинки из-за смурной погоды и кривых рук вышли не очень, ну да ладно.

1. Богоявленская церковь Спасского монастыря возведена около 1647 г. Это очень эффектное и красивое здание, в котором зрительно противопоставлены две четкие геометрические формы: куб четверика церкви и восьмигранная пирамида ее колокольни. Контрастность сочетания пирамиды шатра колокольни с кубом воспринимается здесь особенно остро потому, что пирамидальность шатра подчеркнута его относительно небольшой высотой, а кубичность- отсутствием рядов кокошников на ее кровле и изысканной утонченностью ее глав.

2. На фоне громадного Успенского собора церковь кажется совсем игрушечной.

3. Вид от Кремля на реку Трубеж. Я долго втыкал на внушительную пристань. Как по этому ручью еще и пароходы ходят? Потом местные любезно объяснили, что пристань всего лишь замануха. Видите внизу стоит автобус? На нем-то и довозят туристов до судоходной части реки.

4. Рязанская романтика.

5. Архангельский собор. Одно из древнейших сооружений Рязанского кремля (15-17 вв). Это бывшая княжеская домовая церковь и одновременно – усыпальница рязанских архиереев (22 захоронения), в числе которых известный религиозный и общественный деятель, сподвижник Петра Великого Стефан Яворский. Собор представляет собой четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм с тремя апсидами и тремя входами. Несмотря на значительную перестройку после разрушительного пожара 1647 года, собор сохранил типичные признаки архитектуры 15 в.

В 19 в. к собору пристроили пониженного объема трапезную с пышным порталом в псевдорусском стиле (см. на переднем плане).

6. Христорождественский (до 18 в. Старый Успенский) собор – наиболее раннее каменное сооружение Кремля – памятник древнерусской архитектуры начала 15 в. О древности собора свидетельствуют белокаменная кладка апсид и цоколь, характерный для храмов 15 в. Первоначально собор выполнял функции общегородского храма и являлся усыпальницей рязанских князей и княгинь. В связи с постройкой нового кафедрального Успенского собора старый храм был переименован в Христорождественский.

Современный облик собора относится к 19 в.

7. Дворец Олега (Архирейские палаты) – памятник архитектуры 17-18 вв., самое большое гражданское здание Кремля, имеющее площадь 2530 кв. м. Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до 16 в. предположительно находился княжеский двор. Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами не только в народе, но и в специальной литературе исстари известно как «Дворец Олега».

8. Внутри палат находится краеведческий музей. Музей достаточно современно оформлен. Но все равно у меня с ним как-то не сложилось.

9. Певческий корпус (на заднем плане) – памятник гражданской архитектуры середины 17 в. Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения архиерейских служителей – эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома. Двухэтажное кирпичное здание прямоугольное в плане выдержано в строгом стиле архитектуры 17 в. Особую нарядность ему придает крыльцо, выполненное в стиле древнерусской архитектуры.

10. Вид на Богоявленскую церковь, Успенский собор и Консисторский корпус.

11. Колокольня Богоявленской церкви и купол Спасо-Преображенского собора.

12. Древнерусская тоска. Вдалеке виднеются купола Спаса-на-Яру.

13. Спасо-Преображенский собор - памятник последних этапов развития русской архитектуры 17 в. Грандиозное здание отличается некоторой грузностью форм, предвещающей барокко. Его четырехскатная кровля- здесь уже установившаяся законченная архитектурная форма. Плоски, строго полуциркульные ложные закомары в пластике стены не играют никакой роли и являются лишь одним из элементов сложного завершения. Пучки колонн на углах почти лишены экспрессии нарышкинского стиля, и, скорее, способствуют впечатлению массивности самой стены. В украшении окон использованы, однако, характерные для нарышкинского стиля наличники, с их вычурным рисунком, и даже цветные, поливные изразцы, особенно в алтарной части.

14. Общий вид на Рязанский кремль с оборонительного вала.

15. Стены и башня (18 в.) Спасского монастыря.

16. С юго-западной стороны кремлевского холма находится древний земляной вал –оборонительное сооружение 13-17 вв. Протяженность вала 290 метров. До конца 17 – начала 18 в. на валу располагались деревянные стены и башни кремля.

17. За валом находился ров, заполненный водой. Время сделало вал пологим и менее высоким (сейчас его высота 9 метров со стороны Кремля и 18 метров снаружи, от дна рва), но до сих пор кремлевский вал внушительно возвышается над прилегающей территорией, восхищая своей грандиозностью.

18. Соборная колокольня – самый поздний памятник истории и архитектуры Кремля. Это грандиозное четырехъярусное сооружение высотой 86 метров с позолоченным почти 25-ти метровым шпилем. Колокольня выстроена в классическом стиле, и, несмотря на то, что строилась она в течение более чем 50 лет (1789-1840 гг.) по разным проектам разными архитекторами, И.О. Русско, К.А. Тоном и Н.И. Воронихиным, общая композиция колокольни с прекрасно найденными пропорциями шпиля сохранила единство и цельность выражения. Ее градостроительное значение для Рязани сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек Захарова для Санкт-Петербурга. По чистоте и строгости стиля колокольня Успенского собора в Рязани уникальна, подобных колоколен в стиле классицизма в других городах России нет.

19. Вид на ров и мостик, ведущий к Кремлю.

20. Гостиница Знати – памятник гражданской архитектуры 17-19 вв. Здание оформлено в стиле второй половины 19 в., однако на первом этаже сохранились значительные части стен древних келий 17 в. Корпус состоит из двух разновременных построек, которые в начале 20 в. были соединены между собой церковью во имя Иоанна Богослова.

21. По странному эффекту купол и крест этой церкви на всех (!) фотографиях вышел очень темным.

22. На противоположной стороне кремлевского рва стоят остатки Ильинской церкви.

В здании храма с 1953 года размещался городской лекторий. Власти предполагали устроить в неузнаваемо переделанном здании древней церкви "Дворец бракосочетаний". Даже украсили парадный вход в здание барельефом - изображением обнажённых Адама и Евы. Рязанская епархия заявила протест, справедливо усмотрев богохульство в эротическом знаке на древней церкви.

23. Ну, и наконец, главная доминанта Кремля - Успенский собор (1699 г.).

Это грандиозное сооружение (площадь 1600 кв. м, высота 72 м) своими размерами превзошло почти все современные ему постройки. Успенский собор – самый значительный памятник архитектуры эпохи «нарышкинского» барокко. Уникальный памятник древнерусского искусства, он является непревзойденным образцом органичного синтеза архитектуры, скульптуры и иконописи. Шедевром, не имеющим аналогии, является резьба по белому камню порталов и наличников окон собора.

Бухвостов брал за образец московский Успенский собор, но внес в схему несколько изменений.Например, отказался от венчающих здание закомар-кокошников, заменив их красивым декоративным карнизом, выполненным из кирпича, в виде узорных кронштейнов, поддерживающих верхнюю белокаменную плиту. Благодаря такому приему была сильнее подчеркнута и получил полную законченность кубическая форма собора. Во-вторых собор подняли на подклет. Применение подклета было новостью для такого большого сооружения, каким является собор. Благодаря подклету, здание не только поднялось над городом, но еще резче обрисовался кубический силуэт собора.

24. Глебовский мост (18 в.), ведущий в Кремль.

25. Памятник Олегу Ивановичу (Рязанскому) на Соборной площади встречает туристов на выходе из Кремля. Угадаете автора?

Рязанский Кремль приятно удивил. Не ожидал, что он так хорошо уцелел и содержится в относительно ухоженном состоянии. Так что есть повод скататься сюда в формате "на выходные", благо от Москвы Рязань достаточно близко.

Картинки мои, копипаста отсюда. Может, кому пригодится.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Рязанский Кремль

Адрес: 390000, г. Рязань, Рязанский Кремль.

Кремль - самая древняя часть Рязани. Именно здесь в XI веке (1095 г.) был основан город Переяславль Рязанский (в 1778 году переименован в Рязань). Территория Кремля представляет собой высокую платформу площадью 26 га в форме неправильного четырехугольника, с трех сторон окруженного реками. Их названия - Трубеж, Лыбедь, Дунайчик, равно как и первоначальное название самого города, свидетельствуют о южнорусском происхождении основателей Переяславля. По археологическим данным, стратегически выгодное месторасположение Кремля привлекало людей задолго до основания города: самое древнее поселение, обнаруженное на территории Кремля, датируется I тыс. до н. э.

Археологи предполагают, что Переяславль был заложен в северной части кремлевского холма, на берегу озера Быстрого, контуры которого недавно были установлены с помощью современных инженерно-геологических технологий.

В XIII - XIV века Переяславль быстро развивается и занимает всю территорию кремлевского холма. Столь стремительный рост был связан прежде всего с изменением официального статуса города в конце XIII века, когда, после неоднократных разрушений монголо-татарами Рязани - первой столицы Рязанского княжества, значение стольного града княжества переходит к Переяславлю. В течение XIV - XVII веков город вышел за пределы кремлевского холма и разросся к югу и западу, Кремль же оставался его центральной, наиболее укрепленной частью. В этот период он представлял собой мощную крепость с традиционной для Руси системой оборонительных сооружений. С юго-западной стороны - единственной, не защищенной реками - был прорыт ров, по периметру кремлевского холма был насыпан вал, на котором возведены деревянные крепостные стены со сторожевыми и воротными башнями. К середине XVII века их насчитывалось 12.

Главными воротами Переяславля были обращенные в сторону Москвы ворота Глебовской башни - единственного в городе каменного укрепления. Оборонительные сооружения Переяславля просуществовали до конца XVII века, впоследствии они были снесены ввиду ветхости и в связи с утратой городом значения военного форпоста Южной Руси. В настоящее время сохранился лишь ров и почти 300-метровый фрагмент вала в юго-западной части Кремля.

С раннего периода существования Переяславля в его топографии достаточно отчетливо прослеживаются два района: северо-западный - официальный административно-духовный центр - и юго-восточный - торгово-жилая зона. В северо-западной части (то есть на территории современного архитектурного ансамбля Кремля) размещался княжеский двор, а после ликвидации княжеского престола и вхождения Рязанского княжества в состав Московской Руси (1521 г.) - владения архиерея.

Здесь же располагались административные учреждения, кафедральные соборы, монастыри. В юго-восточной части находились усадьбы городских жителей и торговые ряды.

Долгое время застройка Кремля оставалась деревянной. Первое известное каменное строение появилось в начале XV века, когда недалеко от княжеского двора из белого камня был возведен общегородской, а позднее кафедральный Успенский (с 1753 года - Христорождественский) собор. Расцвет каменного зодчества Переяславля пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на месте, где когда-то находился дворцовый княжеский комплекс, возводится ансамбль гражданских сооружений, включающий жилые палаты архиерея, впоследствии получившие название «Дворец Олега», ряд административных и хозяйственных построек -Певческий и Консисторский корпуса, «сараи для разной поклажи», кузница, бочарная и прочее.

В XVIII веке владения архиерея в Кремле были обнесены каменной оградой с несколькими воротами, фрагмент одних из них восстановлен у Консисторского корпуса. В целом гражданские постройки Рязанского кремля являют собой уникальный архитектурный ансамбль XVII века - единственный в своем роде на территории России.

На территории Переяславля располагались два мужских монастыря: на северо-востоке - Духовской, к югу - самый древний, Спасский. Ранее на территории Спасского монастыря находилось самое богатое в городе кладбище. В 1930 - 1940 годы оно было ликвидировано, за исключением двух захоронений - писательницы и художницы С. Д. Хвощинской (1828 – 1865 гг.) и гравера, профессора Петербургской Академии художеств И. П. Пожалостина (1837 – 1909 гг.). В 1959 году туда же была перенесена из-под Рязани могила крупнейшего русского поэта XIX века Я. П. Полонского (1819 – 1898 гг.).

Важнейшим местом Переяславля являлась Соборная площадь. На ней располагались главные административные учреждения города - приказные избы, а также тюремный двор, зелейные (пороховые) палаты.

Там же в конце XVII века был сооружен новый кафедральный Успенский собор - гениальное творение Я. Бухвостова . Формирование архитектурного ансамбля Кремля завершилось строительством Колокольни Успенского собора, возведенной на месте воротной Глебовской башни.

На протяжении XVIII - XIX веков Кремль утратил былое значение центра города. Когда-то могучее хозяйство архиерея после секуляризации церковных земель значительно сократилось. Согласно регулярному плану застройки Рязани 1780 года, центр города был вынесен за пределы Кремля, последнему была уготована роль тихой окраины, оживлявшейся лишь в дни религиозных праздников.

В конце XIX - начале XX века, благодаря деятельности местных исследователей, культурной и научной общественности города, территория Кремля все более приобретает статус главного исторического места Рязани.

В 1895 году Кремль и прилегающая к нему Соборная площадь становятся центром проведения масштабных празднеств, посвященных 800-летию Рязани. В 1914 году во Дворце Олега открывается Древлехранилище - музей церковных древностей. Исторические реликвии демонстрируются в Архангельском соборе. В 1923 году во Дворце Олега был открыт губернский историко-художественный музей.

Новый период в истории Кремля начался в 1968 году, когда был образован историко-архитектурый музей-заповедник, включивший в себя территорию древнего Переяславля и все сохранившиеся оборонительные и архитектурные сооружения XV - XIX веков. С учреждением музея-заповедника значительная часть зданий была отреставрирована и музеефицирована, приведена в порядок территория Кремля.

Сегодня уникальный историко-архитектурный ансамбль Кремля с величавой древнерусской архитектурой и живописным ландшафтом достойно представляет Рязань, один из древнейших городов России, является ее гордостью и главным украшением.

Глебовский мост

Ныне существующий каменный Глебовский мост к Колокольне был построен в XVIII веке и имеет арочную конструкцию. До него на этом месте находился деревянный Глебовский мост, который подходил вплотную к Глебовским воротам кремлевской стены.

Известно, что мост был дубовый с перилами и соединял надо рвом основную часть города, Кремль, с Острогом.

Деревянный мост был заменен на каменный в связи с ликвидацией угрозы внешних нападений на Переяславль.

Крепостной вал

С юго-западной стороны кремлевского холма находится древний земляной вал - оборонительное сооружение XIII - XVII веков. Протяженность вала 290 метров. До конца XVII - начала XVIII века на валу располагались деревянные стены и башни Кремля.

За валом находился заполненный водой ров, глубиной 5-7 метров.

Время сделало вал пологим и менее высоким (сейчас его высота 9 м со стороны Кремля и 18 м снаружи от дна рва), но до сих пор кремлевский вал внушительно возвышается над прилегающей территорией, восхищая своей грандиозностью.

Дворец Олега

Дворец Олега - памятник архитектуры XVII -XIX веков, самое большое гражданское здание Кремля, имеющее площадь 2530 кв м. Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до XVI века находился княжеский двор.

Дворец Олега - это бывшие жилые палаты рязанских архиереев, в здании также размещалась их домовая церковь, братские кельи и хозяйственные службы.

Прямоугольное в плане каменное трехэтажное здание возводилось поэтапно: первые два этажа (архитектор Ю. К. Ершов) - в середине XVII века, третий этаж (архитектор Г. Л. Мазухин) - в конце XVII века.

Позднее (1778 - 1780 гг.) архитектор Я. И. Шнейдер сделал пристройку к восточной стороне здания, увеличив его длину до 94 метров. В XIX веке эта часть Дворца Олега была перестроена губернским архитектором С. А. Щеткиным.

Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами - центральное и наиболее выдающееся сооружение комплекса гражданской архитектуры Рязанского кремля.



Начиная с XIX века, не только в обиходе, но и в специальной литературе оно по традиции называется «Дворцом Олега».


Галерея, ведущая к Дворцу Олега от Успенского собора Рязанского кремля .

На его фронтоне когда-то было изображение самого известного рязанского князя Олега Ивановича (1350 - 1402 гг.).

Здание полностью музеефицировано, здесь расположены основные исторические экспозиции музея-заповедника.

Певческий корпус

Певческий корпус - памятник гражданской архитектуры середины XVII века (архитектор Ю. К. Ершов). Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения для архиерейских служителей - эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома.

Двухэтажное кирпичное здание, прямоугольное в плане, выдержано в строгом стиле архитектуры XVII века.

Особую нарядность ему придает крыльцо, выполненное в стиле древнерусской архитектуры. В интерьере корпуса восстановлена «типовая» жилая секция середины XVII века, на стенах и сводах, особенно в приемной эконома, сохранились фрагменты прекрасной росписи, по аналогии с которой расписаны некоторые помещения первого этажа.

В настоящее время в здании расположена экспозиция музея «По обычаю дедову», рассказывающая о буднях и праздниках русского народа.

Хозяйственные постройки

Комплекс построек гражданской архитектуры Рязанского кремля включает хозяйственные службы: сараи для «разной поклажи», кузницу и бочарную, конюшни и каретный сарай. Эти здания были построены в конце XVII века, конюшни - архитектором Н. Устиновым, одним из помощников Я. Г. Бухвостова.

В XIX веке конюшни были перестроены архитектором С. А. Щеткиным, фрагмент постройки XVII века сохранился в южной части здания.

В настоящее время хозяйственные строения заняты под административные службы музея-заповедника.

Консисторский корпус

Консисторский корпус - памятник гражданской архитектуры середины XVII века. Он построен предположительно тем же архитектором Ю. К. Ершовым, автором Дворца Олега и Певческого корпуса, и составляет с названными памятниками единый ансамбль.

Консистория - главное административное учреждение епархии, место хранения церковного архива, там же располагалась судебная палата.

В одном из помещений второго этажа здания сохранились фрагменты росписи с очень редкими сюжетами - судебными сценами. Административные службы находились в здании до 1892 года, после чего были переведены за территорию Кремля.

Нарядное крыльцо восстановлено в 1980-е годы.

В здании работает выставка «Человек и природа» и уникальная динамичная экспозиция - музей-театр «Когда заговорили вещи».

Гостиница Черни (амбары)

Гостиница Черни - двухэтажное каменное здание в стиле гражданской архитектуры конца XVII века (архитектор Н. Устинов), расположенное в восточной части Кремля.

Первоначальное назначение постройки - амбары для хранения зерна (житницы) и других запасов. В середине XIX века амбары были приспособлены под гостиницу.

Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, по семь на первом и втором этажах. Каждая секция имеет наружный дверной проем.

К каждой двери второго этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Восточный фасад, выходивший в XVII веке на проезжую улицу, не имел никаких проемов и играл роль крепостной стены.

В настоящее время второй этаж здания используется под фондохранилище музея, помещения первого этажа -как выставочные залы.

Солодежня

Солодовенные палаты были построены в 1697-1699 годах и предназначались для выращивания солода.

Двухэтажное каменное здание состояло из восьми помещений, в одном из которых на первом этаже были устроены белокаменные солодовенные ванны, сохранившиеся до наших дней. Корпус Солодежни примыкал к южной оконечности главного фасада Гостиницы Черни, оба памятника представляли собой единый комплекс с общим архитектурным решением фасадов.

Вместе с секуляризацией церковных земель в середине XVIII века и последующим сокращением хозяйства архиереев уходит в прошлое массовое производство солода на архиерейском дворе. В конце XVIII века обветшавшее здание Солодежни было разобрано.

На основе сохранившихся белокаменных фундаментов Солодежни, выявленных планов здания и по результатам натурных, в т. ч. археологических исследований, разработан проект реставрационного воссоздания корпуса Солодежни XVII века.

Реставрация здания запланирована на 2005-2008 годы, после восстановления в нем разместится фондохранилище музея-заповедника.

Гостиница Знати

Гостиница Знати - памятник гражданской архитектуры XVII - XIX веков.

Здание оформлено в стиле второй половины XIX века, однако на первом этаже сохранились значительные части стен древних келий XVII века. Корпус состоит из двух разновременных построек XVIII - XIX веков, которые в начале XX века были соединены между собой церковью во имя Иоанна Богослова.

До недавнего времени здание было жилым.

Здесь в 1920 годы жил с родителями будущий писатель К. М. Симонов.

В 1995 году корпус передан Рязанской епархии, в нем размещается духовная семинария.

В 2005 году здесь же расположились покои наместника монастыря и братские келии.

Иоанно-Иосифовский храм - это первый храм Спасо-Преображенского рязанского мужского монастыря , который начал действовать на территории Рязанского Кремля .

Стены и башни, сторожки и службы Спасского монастыря

Музейные коллекции

Формирование фондовых коллекций началось с деятельности Рязанской ученой архивной комиссии, чье музейное собрание легло в основу сегодняшнего музея. В начале XX века насчитывалось 11 тысяч музейных предметов, в настоящее время их более 225 тысяч - результат большой многолетней планомерной работы по комплектованию фондов. Фондовое культурное наследие, представленное памятниками ушедших столетий, имеет большую научную, историческую, художественную и мемориальную ценность.

Самая крупная коллекция - археологическая, в которой хранятся находки эпохи палеолита, датируемые XII тысячелетием до н. э.; довольно полное собрание неолитических памятников, а среди материалов эпохи бронзы - уникальные вещи из курганов. Особое место занимают коллекции культуры рязано-окских могильников, археология городов Рязани (Старой) и Переяславля.

В составе музейного фонда древнерусская живопись и прежде всего икона «Богоматерь Одигитрия» , XIII века, этому памятнику нет аналогов среди произведений домонгольского периода, принадлежащих собраниям других российских музеев. XIV веком датируется икона «Никола Зарайский с 14-ю клеймами жития» - один из самых ранних списков с корсунского подлинника.

К древнейшим памятникам лицевого шитья, удивительным работам безымянных златошвей, относится воздух «Евхаристия с житием Иоакима, Анны и Богоматери» 1485 года, выполненный «замышленьем» Великой княгини Рязанской Анны, сестры Великого Князя Московского Ивана III , и воздух 1512 года «Рыдание надгробное с праздниками».

Перечисленные и многие другие высокохудожественные произведения древнерусского искусства (поступившие в музей, в основном, из епархиального Древлехранилища) экспонировались на российских и международных выставках, в том числе в Ватикане, Англии, Италии, Японии.

От XIV века сохранились и представляют большую историческую значимость: посох героя Куликовской битвы А. Пересвета и кольчуга Великого Князя Олега Рязанского.

XV - XVI столетия оставили потомкам рукописный книжный памятник - «Псалтырь с восследованием» (Псалтырь следованная), на одной из страниц которого имеется запись о заложении города Переяславля (современной Рязани) в 1095 году. Этот уникальный экземпляр рукописной книги в собрании музея является раритетом, имеющим большое общенациональное историко-культурное значение.

В музейном фонде представлены памятники русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства XII - XIX веков, выполненные в России, Германии, Польше и странах Востока. Следует особо отметить среди них два редчайших произведения металлопластики напрестольные кресты XVII века с изображением Николы Зарайского.

Разнообразно нумизматическое собрание: от гривен Новгородского и Киевского типа до монет Западной Европы, Востока, России разных исторических эпох.

Богата этнографическая коллекция музея: полные комплекты и отдельные элементы народных костюмов русских, татар, мордвы; известные во многих странах мира авторские работы вышивальщиц и кружевниц; изделия народных промыслов.

Особой гордостью музея является его мемориальный фонд о знаменитых людях России, прославивших Отчизну своими деяниями: В. М. Головнине, П. П. Семенове-Тян-Шанском, М. Д. Скобелеве, П. М. Боклевском, И. П. Пожалостине, Я. П. Полонском, И. П. Павлове, К. Э. Циолковском, братьях Пироговых, В. Ф. Уткине и, конечно, о С. А. Есенине, а также о многих-многих других.

Значительное место среди музейных предметов занимают вещественные, наградные, документальные и фотоматериалы о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, обширна коллекция фронтовых писем - реликвий нашей истории.

Музей-заповедник, располагая большим разнообразием памятников и сохраняя для нынешнего и последующих поколений это богатство, ежегодно проводит научно-реставрационные и консервационные работы, используя широкие возможности музейного художника-реставратора и специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного Центра имени И. Э. Грабаря и Межобластного научно-реставрационного художественного Управления (Москва), которые возвращают к новой жизни бесценные музейные предметы.

Для совершенствования и повышения эффективности государственного учета музейного фонда и контроля за его сохранением внедрена компьютерная система учета «Фонд музейных предметов».

Музейный фонд - это национальное богатство России, которое хранится, исследуется и широко используется в научной, экспозиционно-выставочной деятельности музея и в образовательно-воспитательных целях, тем самым помогая посетителю ощутить непосредственно свою принадлежность к русской истории и культуре.