Строительство Троицкого собора в Чернигове благословил архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), но работы растянулись более чем на пятнадцать лет, и освящал его уже преемник владыки Лазаря, свт. Феодосий (Углицкий). Постройка Троицкого собора связана с именами архиепископа Лазаря (Барановича) и гетмана Ивана Мазепы.

Строительство Свято-Троицкого собора в Чернигове

В 1679 году тогдашний черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) благословил строить новый соборный храм монастыря. Он должен был стать центром «наземного» монастырского ансамбля, расположившегося на некотором удалении от пещер. Заложить собор заложили, но стройка в течение нескольких лет не могла сдвинуться с места — недоставало средств, казацкая старшина не готова была финансировать столь масштабное строительство. Только в 1688 году оно вошло в активную фазу, когда новоизбранный гетман Иван Мазепа лично выступил ктитором нового собора и выделил из собственных средств 10000 золотых монет.

Строил собор Иоганн Баптист Зауэр — уроженец Кракова, архитектурной карьерой обязанный в основном Вильне. Зауэр очевидным образом старался потрафить вкусам заказчика — владыки Лазаря, — и результатом этого старания стал синтез западноевропейской, древнерусской и украинско-барочной традиций.

Завершилось строительство Троицкого собора в 1695 году. 20 июля преемник почившего владыки Аазаря архиепископ Феодосий (Углицкий) освятил собор. Торжественно перенесли в него Ильинскую икону Божией Матери, ради которой во многом и было предпринято это многолетнее строительство.


Саша Митрахович 06.09.2017 07:10


Большую часть своей несколько вековой истории Троицкий собор Чернигова существовал в качестве кафедрального собора Черниговской епархии, хотя строился совершенно в иных целях.

Освящение Троицкого собора стало настоящим событием для Чернигова. Хотя в Ильинском храме еще совершались богослужения, но уже главная святыня обители, Ильинская икона Пресвятой Богородицы, переместилась в новый храм, уведя за собой потоки богомольцев. Здесь, в Троицком соборе, она заняла самое почетное место.

Внутреннее убранство собора было богато. В особенности восхищал пятиярусный барочный иконостас, имевший более 20 метров в высоту и покрытый изысканной золоченой резьбой. К сожалению, до наших дней он не сохранился, сейчас в соборе установлен весьма смиренный иконостас, изготовленный в послевоенные годы.

В 1731 году в монастыре случился пожар, серьезно повредивший купола и кровлю Троицкого собора. А спустя некоторое время упразднили и сам монастырь. Произошло это в 1786 году, когда до Черниговщины докатилась общеимперская секуляризационная реформа. Здания монастырские планировалось передать под обустройство... университета. Этой идеей загорелся светлейший князь Г. А. Потемкин-Таврический, не раз бывавший в Чернигове. Монастырь обладал богатой библиотекой, насчитывавшей более 11000 томов, а также имел свою типографию, заведенную еще при архиепископе Лазаре (Барановиче). И матушка-императрица подписала соответствующий указ.

Но Потемкин в 1791 году умер и стать университетом Троице-Ильинскому монастырю так и не пришлось.

В качестве кафедрального собора Троицкий храм просуществовал более ста лет.

Мирное существование Троицкого собора продолжалось вплоть до революции. Затем вокруг него постепенно стало сжиматься кольцо враждебной действительности. Здания бывшего архиерейского дома постепенно отобрали в пользу советских учреждений.

Сам собор оставался действующим до 1929 года. В 1941 году, при оккупантах, Троицкий храм открылся вновь. Более того, вокруг него сложилась женская монашеская община, окормляемая прп. Лаврентием Черниговским. Интерьеры церкви пришлось «собирать» заново, поскольку ни прекрасного иконостаса, ни иных элементов былого богатого убранства в ней не сбереглось. Впрочем, основные ремонтные работы производили уже в послевоенное время (монастырские здания сильно пострадали во время бомбардировок в 1941 и 1943 годах).

Следующее закрытие монастыря и его главного храма пришлось на хрущевскую эпоху. Действительно, в 1961 году «антисоветской деятельности» черниц власти положили конец. А в 1967 году комплекс Троицкого монастыря вошел в состав Черниговского музея-заповедника, под опекой которого и пребывал до 1988 года, когда, после соответствующей реставрации, был передан Черниговской епархии и вновь стал архиерейским домом.


Саша Митрахович 06.09.2017 07:25


Троицкий собор в Чернигове интересен своим некрополем, частью расположенным внутри него, в подвальных помещениях, частью — вокруг. В подвале собора находятся преимущественно погребения черниговских архиереев, однако в одной из камер сохранился также семейный склеп графов Милорадовичей.

Большим разнообразием отличается некрополь «наружный», обозреть который может любой посетитель бывшего Троицкого монастыря. Среди безвестных могил здесь можно увидеть и весьма примечательные. Например, у южной стены Троицкого собора похоронен Л. И. Глебов (литературный псевдоним — Глибов), известный поэт-баснописец, издатель и педагог. Писал он как на украинском, так и на русском языке, а наиболее активную часть своей жизни провел именно в Чернигове, где сначала преподавал в мужской гимназии, затем редактировал и издавал газету «Черниговский листок», а с 1867 года управлял земской типографией.


С другой стороны собора — усыпальница, где покоится прах Григория Степановича Щербины, русского консула в Косовской Митровице, убитого в 1903 году албанским, как сказали бы сейчас, боевиком. Уроженец Чернигова, сын столяра, Григорий Щербина блестяще (с серебряной медалью) окончил черниговскую гимназию, затем Лазаревский институт в Москве и поступил на дипломатическую службу.

В Митровице он успел прослужить недолго, но и до этого имел опыт работы на Балканах, будучи с 1897 года консулом в Скутари (нынешний Шкодер в Албании). Здесь он оставил по себе добрую память среди православного населения,интересы которого отстаивал дипломатически-корректно, однако весьма последовательно.

Лето 1902 года Щербина провел на родине, в Чернигове. Повидался с родными, составил завещание. В нем он просил похоронить его рядом с Троицким собором. Возможно, какие-то предчувствия владели им. О переводе в Митровицу он уже знал, знал и то, что албанцы-магометане настроены к нему очень недружелюбно.

К новому месту службы Щербина прибыл в январе 1903 года. «Я водворяюсь в Митровице с большими трудностями, — писал он в одном из частных писем. — Отношение ко мне албанского населения продолжает быть открыто враждебным, и меня предупредили из Посольства о готовящемся против меня заговоре». 18 марта Г.С. Щербина был застрелен солдатом-албанцем. Еще десять дней он страдал от полученной раны, все чаще впадая в забытье. 12 апреля гроб с его телом привезли в Чернигов и торжественно захоронили возле Троицкого собора, согласно завещанию. А в Митровице Щербине в 1928 году поставили памятник, средства на который собрали местные жители. Этот памятник пережил многое, но в современном Косове места ему не нашлось.


Саша Митрахович 06.09.2017 07:32


На территории украинского Левобережья во второй половине XVII века сложился особый архитектурный стиль, именуемый украинским барокко. Еще одно название, менее распространенное, — казацкое (или казачье) барокко. Распространение украинского барокко сделалось возможным вследствие того национально-религиозного подъема, который в Малороссии родился буквально на остриях казачьих пик.

Освободившаяся от польского гнета Левобережная Украина обратилась к осмыслению оставшихся у нее образцов древнерусской архитектуры (прежде всего потому, что эти образцы следовало ремонтировать). В то же время она так долго жила под воздействием польской (всецело западноевропейской) визуальной культуры, что, разумеется, это не могло не сказаться на том «образе красоты», который существовал в народном сознании. И, наконец, существенное влияние на формирование украинского барокко оказали местные памятники деревянного зодчества.

Три источника — три основных течения в границах большого архитектурного стиля. В самом Чернигове мы видим яркие образцы этих течений.

Успенский собор Елецкого монастыря — древний храм, «переработанный» в барочном духе. Естественно, что в данном случае поновителям оставалась лишь внешняя декорация, проявившаяся главным образом в завершении барабанов.

Екатерининская церковь — памятник, ориентированный в значительной степени на деревянные прообразы.

И, наконец, Троицкий собор — величественное сооружение, несущее уже в самой композиционной структуре мощное западноевропейское влияние. Башни, фланкирующие главный фасад, фронтоны, расположение и форма окон — во всем этом сказалось равнение на европейские барочные костелы. Собственно говоря, для чего иного был приглашен в Чернигов Иоганн Баптист Зауэр, как не для того, чтобы, перефразируя Ходасевича, привить виленскую барочную розу «к малороссийскому дичку»? Результат получился весьма торжественным.


Саша Митрахович 06.09.2017 07:39


«не дотягивает» до его внешности. Здесь сказались переделки послевоенных лет. После десяти с лишним лет разрухи требовалось сделать храм пригодным для совершения богослужений. И — сделали. Установили иконостас, перестелили пол, «немарко» покрасили стены. В русле этой тенденции интерьеры собора соблюдались и в последующие годы (во всяком случае, в те годы, когда он был действующим).

В итоге получилось странное смешение: торжественная глубина и высота пространства обрамлена столь безыскусно, что диву даешься. Чего стоит только один пол, без затей выкрашенный коричневой краской и сообщающий собору сходство с деревенской церковью — правда, очень вместительной.

Не найти здесь и большого числа хороших икон — есть несколько старых, есть и по-настоящему старинные, но тон задают не они, а, опять-таки, концентрированно-безыскуственные образа иконостаса, о которых, по существу, сказать можно лишь, что они есть. Говорится это, понятно, не в упрек кому бы то ни было. Ремонт храма проводился в трудные годы, а в новейшее время средств на обновление не сыскалось. Есть и еще один, весьма тонкий, момент: теперешнее убранство кафедрального собора «помнит» преподобного Лаврентия. Многое делалось здесь по его благословению. И как расстаться с этим?

Положа руку на сердце, признаем: сегодня, с нашими негодными средствами, все равно не получится восстановить первоначальные интерьеры во всем их великолепии. Работать над этим должны высококвалифицированные реставраторы, да и на одни только материалы ушло бы сколько денег. Нет, непосильно. А испортить можно легко, подтверждения чему видим на каждом шагу. Так что уж лучше такое убранство — оно уже в некотором смысле историческое.

Контакты

  • Адрес: 14014, Украина, г. Чернигов, ул. Л. Толстого, д. 92
  • Официальный сайт Черниговской епархии: www.orthodox.com.ua

Как добраться самостоятельно

Комплекс бывшего Троице-Ильинского монастыря находится почти на окраине города, но пешая прогулка до него от детинца займет не более получаса. Можно и доехать на общественном транспорте — от остановки «Аллея Героев» (напротив детинца) до остановки «Болдина гора». Вам подойдет 8-й маршрут троллейбуса или автобусы №№30 и 36 (шесть остановок).

Расположение собора на карте Чернигова


Саша Митрахович 06.09.2017 07:51

Расположен Троицкий кафедральный собор. Он является уникальным творением 18 столетия. Необыкновенное строение храма привлекает многих туристов, а его чудотворные святыни – паломников со всей Украины, России и Белоруссии.

История Троицкого собора в Чернигове

Троицкий собор был заложен в 1679 году по замыслу архиепископа Лазаря Барановича. В 1688 году на средства, переданные украинским гетманом Иваном Мазепой, строительство возобновилось. Троицкий собор был спроектирован архитектором Иоанном Баптистом в стиле раннего классицизма . В 1695 году храм был освящен черниговским архиепископом Феодосием Углицким.

Архитектура собора

Основой Свято-Троицкого кафедрального собора является крестово-купольный храм. Подобно католическому костелу, православный храм оснащен двумя башнями по обеим сторонам западного фасада. Планировка Троицкого собора схожа с древнерусскими каменными строениями. Заметно влияние польского или литовского барокко. Стены храма украшены нишами. Над крестообразными, прямоугольными и арочного типа окнами расположены треугольные и полуциркулярные карнизы. Троицкий собор является семиглавым храмом с возвышающейся колокольней. Перенасыщенность декорациями, контрастность и динамизм придают всему зданию торжественный вид в истинно барочной манере.

Внутри храм еще в 17 веке был расписан различными библейскими сценами . Однако здание сильно пострадало в результате двух пожаров. От разрушения удалось сохранить лишь центральный купол. В 20 веке интерьеру храма был возвращен первоначальный вид.

Свято-Троицкий кафедральный собор является главным храмом Чернигова. Если обратить внимание на фронтон здания, то можно заметить размещенную над ним корону.

Полезная информация для туристов

Каждый день в Троицком соборе устраиваются интересные экскурсии . Обязательным пунктом туристической программы является подъем на самую высокую башню храма – колокольню. Она была построена в 18 столетии по проекту Растрелли, который планировал Зимний дворец в Петербурге. Преодолев 172 ступеньки Троицкой колокольни, вы сможете с высоты птичьего полета насладиться прекрасным видом на Чернигов, панорамой на златоглавые верхушки его церквей.

Обязательно побывайте в подвальном помещении храма. Там покоятся мощи черниговского святого Феодосия Углицкого, преподобного Лаврентия и мощи многих святых. Прямо под полом размещен могильный склеп, который указывает на то, что собор был также усыпальницей феодалов 18–20 столетий.

Радом с кафедральным собором построены две часовенки и трапезная. Также возле храма находится Духовное училище, которое готовит будущих регентов-псаломщиков.

Сейчас в Троицком соборе находится чудотворная икона Божьей Матери Страстной, написанная в 1903 году на горе Афон. К ней совершают паломничество со всей Украины с самыми сокровенными молитвами. Говорят, что она оберегает и исцеляет от самых тяжелых болезней.

Как добраться

Собор находится на улице Льва Толстого 92, до которой можно добраться на маршрутном такси № 30, встав на перекрестке улицы Музыкальной и Льва Толстого. К храму также можно добраться на маршрутках №7, №9 и № 36, выйдя на том же перекрестке.

Рядом с Троицким собором находится , которую можно заодно посетить.

■ Свято-Троицкий кафедральный собор является доминантой архитектурного ансамбля Троице-Ильинского монастыря, расположенного на Болдиных горах и основанного в кон. XI в. прп. Антонием Печерским. Впоследствии стал кафедральным собором епархии и является таковым в наше время.

Предистория строительства.

В XVII веке при архиепископе Лазаре (Барановиче) Черниговская епархия, территориально совпадавшая с автономной Левобережной Украиной, обрела более высокий статус в структуре Киевской Митрополии. В связи с этим, возрождая церковный Чернигов как 2-й после Киева центр Православия в Южной Руси, владыка Лазарь задумал расширить Свято-Ильинский монастырь, подчеркнуть его историческое родство с Киево-Печерской Лаврой посредством архитектурного сходства.

Для этого на плато выше усадьбы храма св. Илии в1677 г. было начато создание ансамбля барочных сооружений, осуществленное в 2 этапа: первый этап во 2-й пол. XVII и второй во 2-й пол. XVIII вв. При обители действовала типография, в 1679 г. перевезенная из Новгород-Северского в Троице-Ильинский монастырь Чернигова.

О соборе.

С 1679 по 1695 год проходило строительство одного из лучших произведений украинского барокко-Троицкого собора. В основу здания положен план древнего «ядра» Успенского собора Киево-Печерской Лавры:

3 продольных нефа и 3 апсиды, 6 опорных столпов. При этом многие детали плана творчески переработаны. Боковым лучам «вписанного креста» (его образуют центральный продольный и 2-й с востока поперечный нефы) соответствуют выступы на северном и южном фасадах, к углам западного фасада примыкают башни с винтовыми лестницами на хоры. На уровне 2-го яруса фасадов западный поперечный неф сужен: образованный таким путем «перешеек» между основной частью собора (увенчанной 5-главием) и западными башнями (над которыми поднимаются еще 2 главы) деликатно «разряжает» монолитность здания, не лишая его цельности. Торжественность и стройность храма дополняют богатая деталями отделка фасадов и «многоступенчатый» силуэт куполов. Свято-Троицкий собор стал первым в своем роде на землях Украины: в подражание ему в кон. XVII – нач. XVIII вв. были воздвигнуты храмы Мгарского, Киево-Братского и Киевского Николо-Пустынного монастырей.

После пожара 1731 г. собор сохранил только 3 главы – центральную и 2 западные, но во 2-й пол. ХХ в. были воссозданы и 4 утраченные).

В интерьере храма сохранились росписи XVII-XIX вв.

Сильное впечатление производят 2-ярусные аркады по сторонам П-образных хоров.

Современный иконостас (вместо утраченного в 1730-х гг.) сооружался поэтапно: 1-2-й ярусы – в 1942 г.; 3-4-й – в 1947-1949 гг.; при этом среди икон есть написанные в 50-60- 80-е гг. ХХ в.

Из более 60-ти установленных здесь икон 25 написаны игуменией Амвросией (Иваненко). Под собором расположена крипта с бывшими усыпальницами свт. Филарета (Гумилевского) и прп. Лаврентия Черниговского. В наши дни крипта является историческим местом упокоения Черниговских архиереев и выдающихся людей.

Собор окружают надгробия: у северо-западного угла храма – каменные часовни на могилах дипломата Григория Щербины (погиб в Сербии в 1903 г.) и семьи Стефановичей (нач. ХХ в.).

Юго-западнее храма (на противоположной стороне основной аллеи) – стела с крестом на могиле митрополита Черниговского Антония (Вакарика, †2003), который управлял епархией 30 лет (при нем в 1990-х гг. возрождены многие православные святыни края).

У южной стены – памятник классику украинской литературы Леониду Глебову (†1893, обелиск с крестом 1899 г. заменен в 1939 г. бюстом на постаменте).

С Троицким собором связаны судьбы многих подвижников. Закладку совершал в 1679 году архиеп. Лазарь (Баранович, †1693), а освящение в 1695 году– его соратник и преемник свт. Феодосий (Углицкий, †1696).

В 1729-1730 гг. в монастыре подвизался будущий сщмч. Арсений (Мацеевич), митрополит Ростова Великого (преставился в 1772 г. в заточении – после резкой критики отчуждения церковных земель правительством Екатерины II), с 1859 г. здесь проживал свт. Филарет (Гумилевский) – выдающийся архипастырь, богослов и историк (составитель фундаментального «Историко-статистического описания Черниговской епархии»), почивший на Черниговской кафедре в 1866 г. (когда в епархии появилась холера, он отправился в опасные районы для ободрения паствы и сам оказался жертвой болезни, однако с его кончиной эпидемия прекратилась).

Новое время.

После гонений и разрухи, нанесенной Советской атеистической властью, в 1988 г. Свято-Троицкий собор с прилегающей территорией вновь был возвращен Церкви. После этого храм Св. Троицы стал кафедральным собором Черниговской епархии (прежде таковым был Спасский); в северном крыле келий расположилась резиденция архиерея, в собор перенесли мощи свт. Феодосия , в 1989 г. в старом архиерейском доме открылосьЧерниговское духовное училище регентов и псаломщиков, в связи с чем палата при Введенской церкви вновь стала трапезной (теперь училищной), восточное крыло келий – 2-м студенческим общежитием (1-е разместилось в главном училищном здании, вместе с учебными кабинетами). В 1993 г. состоялись обретение мощей и канонизация прп. Лаврентия , в 2009 г. – свт. Филарета . Их мощи покоятся в соборе и доступны для молитвенного поклонения.

Свято-Троицкий собор — кафедральный собор Черниговской епархии Украинской Православной Церкви. Ранее входил в комплекс Троице-Ильинского монастыря и являлся его главным храмом. Построен в стиле украинского барокко на средства гетмана Украины Ивана Мазепы. К концу XVII в. в связи с почитанием чудотворной иконы Ильинской Богоматери число братии и паломников увеличилось, и Ильинский храм стал тесен. В 1679 г. при Лазаре (Барановиче) архиепископе Черниговском по проекту виленского архитектора И. Баптиста-Зауера к западу от Ильинской церкви заложен собор во имя Св. Троицы. Однако строительство не велось из-за отсутствия средств. В 1688 году, после избрания на гетманство, Иван Мазепа выступил ктитором собора. Он выделил для строительства собора из личных средств 10000 золотых монет, а 8 мая 1688 года гетман Мазепа издает Универсал, которым закрепляет для обеспечения строительства собора все мельницы на реке Рети.

Собор был освящён 20 июля 1695 года, и ему была передана чудотворная икона Ильинской Богоматери. В пятиглавом храме было 3 престола: главный - во имя Св. Троицы, правый - во имя вмц. Варвары, левый - во имя праведных Иоакима и Анны. В основу собора положен тип крестовокупольного храма. По обеим сторонам западного фасада имеются две башни, которые увенчаны высоким верхом. Архитектор собора - талантливый вильнюсский зодчий Иоганн-Баптист Зауэр (Иван Баптист). На соборе была выгравирована надпись, что собор возведен "коштом ясновельможного его милости пана Иоанна Мазепы, гетмана войск их царского пресветлого величества запорожского". В 1805 году эта надпись была стерта. На входе в собор был нарисован портрет Ивана Мазепы в образе святого Иоанна Предтечи. В XVII в. собор был расписан, однако почти вся роспись, кроме центрального купола, уничтожена пожарами. В XVIII в. были произведены новые барочные росписи, позднее также поврежденные, а в конце XIX в. обновленные. Главной художественной доминантой интерьера был огромный пятиярусный барочный иконостас, но до нашего времени он не сохранился. Существующий сейчас сделан в первые послевоенный года в упрощенной форме. В подвале, размещенным под собором, находятся пять больших помещений, разделенные стенами-сводами. Со второй половины XVIII ст. здесь хоронили черниговских архиереев, из которых самым выдающимся является преосвященнейший Филарет (Гумилевский). В одной из камер семейный склеп графов Милорадовичей. В 1808 г. при пожаре пострадали Троицкий собор, трапезная Введенская церковь и кельи, вскоре восстановленные.

В конце 1920 гг. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Позже вокруг преподобного Лаврентия Черниговского сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова немецкими войсками, монастырь был открыт как женский. Первое богослужение состоялось 21 ноября в пещерной церкви прп. Феодосия. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в монастырь. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сентябре 1962 г. монастырь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М.М. Говденко собор отреставрирован. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. Сейчас Свято-Троицкий Собор является кафедральным, в нем находятся мощи черниговских угодников Святителя Феодосия, преподобного Лаврентия (обретены в августе 1993 года), святителя Филарета (Гумилевского) (обретены в 2009 г.), частицы мощей Михаила и Феодора и многих Печерских святых. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского района, в котором в январе 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского женский монастырь.

http://www.orthodox.com.ua/index.php?go=Pages&in=view&id=36; http://www.pravenc.ru/text/149679.html



В 1658 году монах вновь восстановленного Болдинского Ильинского монастыря Геннадий (Дубенский) пишет икону Божией Матери названную Ильинской, спустя несколько лет прославившуюся чудотворениями. Почитание нового образа Пресвятой Богородицы росло день ото дня, многие исцелялись после молитвы перед ним, и вскоре небольшая Ильинская церковь уже не могла вместить всех тех, кто нёс свои скорби Пресвятой Богородице. В 1679 году тогдашний черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) благословил строить новый соборный храм монастыря. Он должен был стать центром "наземного" монастырского ансамбля, расположившегося на некотором удалении от Болдинских пещер. Заложить собор заложили, но стройка в течение нескольких лет не могла сдвинуться с места - недоставало средств, казацкая старшина не готова была финансировать столь масштабное строительство. Только в 1688 году оно вошло в активную фазу, когда новоизбранный гетман Иван Мазепа лично выступил ктитором нового собора и выделил из собственных средств 10 000 золотых монет. Кроме того, он отписал на нужды строящегося собора все доходы с мельниц на реке Рети.

Строил собор Иоганн Баптист Зауэр - уроженец Кракова, архитектурной карьерой обязанный в основном Вильне, куда его пригласил великий гетман литовский Михаил Казимир Пац. Почему решено было вызвать для строительства храма в убеждённо-православном Чернигове носителя католической архитектурной культуры - не очень понятно. Однако Зауэр очевидным образом старался потрафить вкусам заказчика - владыки Лазаря, - и результатом этого старания стал синтез западноевропейской, древнерусской и украинско-барочной традиций. Завершилось строительство Троицкого собора в 1695 году. 20 июля преемник почившего владыки Лазаря архиепископ Феодосий (Углицкий) освятил собор. Торжественно перенесли в него Ильинскую икону Божией Матери, ради которой во многом и было предпринято это многолетнее строительство. Западная стена собора украсилась надписью о том, что храм возведён "коштом ясновельможного его милости пана Иоанна Мазепы, гетмана войск их царского пресветлого величества запорожского". Любопытно, что надпись эта сохранялась на своём месте в продолжении всего ХVIII столетия, хотя в 1708 году бывший гетман был анафематствован. Только в 1805 году её удалили в связи с поновлением собора, предпринятым при архиепископе Михаиле (Десницком). Освящение Троицкого собора, так долго и трудно строившегося, стало настоящим событием для Чернигова.

Монастырь, именовавшийся теперь Троице-Ильинским, получил новый центр. Хотя в Ильинском храме ещё совершались богослужения, но уже главная святыня обители Ильинская икона Пресвятой Богородицы, переместилась в новый храм, уведя за собой потоки богомольцев. Здесь, в Троицком соборе, она заняла самое почётное место. В соборе всех восхищал пятиярусный барочный иконостас, имевший более 20 метров в высоту и покрытый изысканной золочёной резьбой. К сожалению, до наших дней он не сохранился, сейчас в соборе установлен весьма скромный иконостас, изготовленный в послевоенные годы. В 1731 году в монастыре случился пожар, серьёзно повредивший купола и кровлю Троицкого собора. После пожара, монастырское руководство, "наскребя" немного денег, всего лищь покрыли главный купол да главки, венчающие башни по бокам главного фасада. Остальные купола "упразднили". А спустя некоторое время упразднили и сам монастырь. Произошло это в 1786 году, когда до Черниговщины докатилась общеимперская секуляризационная реформа. Здания монастырские планировалось передать под обустройство университета. Этой идеей загорелся светлейший князь Г.А. Потёмкин-Таврический, не раз бывавший в Чернигове. Ходили слухи, что смерть постигла светлейшего будто бы за то, что он велел снять с соборной звонницы самый большой колокол и отправить в свой екатеринославский дворец. Стать университетом Троице-Ильинскому монастырю так и не пришлось. Из Троицкого храма была перенесена чудотворная икона Черниговской Илиинской Божией Матери временно в Черниговский Елецкий монастырь, а для сохранения церковного достояния был учреждён военный караул. который существовал до 11 ноября 1790 г. В этом году сюда. в упразднённый монастырь переселился владыка. За четыре года "пустования" Троице-Ильинской обители её здания успели прийти в упадок. На их починку и приспособление под архирейские нужды ушло 5 000 рублей, полученных из казны по ходатайству генерал-аншефа М.Н. Кречетникова. Только в ноябре 1796 года тогдашний архиепископ Черниговский Иерофей (Малицкий) "переместился на новое место". В качестве кафедрального собора Троицкий храм просуществовал более ста лет. Мирное существование Троицкого собора продолжалось вплоть до революции. Затем вокруг него постепенно стало сжиматься кольцо враждебной действительности.

Здания бывшего архирейского дома постепенно отобрали в пользу советских учреждений (основную часть их занимал до войны черниговский зоотехникум). Сам собор оставался действующим до 1929 года. В 1941 году при оккупантах, из пропагандистских соображений проявлявших снисходительность к религиозным нуждам "аборигенов", Троицкий храм открылся вновь. Более того, вокруг него сложилась женская монашеская община, окормляемая прп. Лаврентием Черниговским. Интерьеры церкви пришлось "собирать" заново, поскольку ни прекрасного иконостаса, ни иных элементов былого богатства убранства в ней не сбереглось. Впрочем, основные ремонтные работы производили уже в послевоенное время (монастырские здания сильно пострадали во время бомбардировок в 1941 и 1943 годах). Следующее закрытие храма падает на хрущёвскую эпоху (1961). А в 1967 году комплекс Троицкого монастыря вошёл в состав Черниговского музея-заповедника, под опекой которого и пребывал до 1988 года, когда, после соответствующей реставрации, был передан Черниговской епархии и вновь стал архирейским домом. Богослужебная жизнь в Троицком соборе возродилась в год празднования 1000-летия Крещения Руси. Незадолго до того, в 1974-1985 годах, собор был реставрирован в первоначальных формах по проекту архитектора М.М. Говденко. В соответствии с первоначальным обликом храма восстановили его многолавое завершение, а также барочные фронтоны, венчающие западный, южный и северный фасады. С передачей собора Церкви он вернул себе значение главного храма епархии.



На территории украинского Левобережья во второй половине ХVII века сложился особый архитектурный стиль, именуемый украинским барокко. Ещё одно название, менее распространённое, - казацкое барокко. Распространение украинского барокко сделалось возможным вследствие того национально-религиозного подъёма, который в Малороссии родился буквально на остриях казачьих пик. Освободившаяся от польского гнёта Левобережная Украина обратилась к осмыслению оставшихся у неё образцов древнерусской архитектуры (прежде всего потому, что эти образцы следовало ремонтировать). В то же время она так долго жила под воздействием польской (всецело западноевропейской) визуальной культуры, что, разумеется, это не могло не сказаться на том "образе красоты", который существовал в народном сознании. И, наконец, существенное влияние на формирование украинского барокко оказали местные памятники деревянного зодчества.

Как мы видим, Троицкий собор - величественное каменное сооружение, ориентированное как и Екатерининская церковь Чернигова, в значительной степени на деревянные прообразы, несущее уже в самой композиционной структуре мощное западноевропейское влияние. Башни, фланкирующие главный фасад, фронтоны, расположение и форма окон - во всём этом сказалось равнение на европейские барочные костёлы. Собственно говоря, для чего иного был приглашён в Чернигов Иоганн Баптист Зауэр, как не для того, чтобы, перефразируя Ходасевича, привить виленскую барочную розу "к малороссийскому дичку"? Результат получился весьма торжественным. Как изящны стройные барочные башенки, увенчанные бутонами-куполами! Обратим внимание на окраску (зелёный - фирменный цвет украинского барокко) и форму купольных крестов - четырёхконечную. В Сибири, куда украинское барокко проникло, вместе с архиреями-малороссами, кресты на подобных грушевидных или бутоновидных куполах всё же восьмиконечные. Плоскость главного фасада отчётливо делится карнизом на два яруса, оформление нижнего и верхнего ярусов сходно - пилястры и эскедры. Центральным элементом нижнего яруса служит входной портал, верхнего - крестообразное окно (ещё одна характерная для украинского барокко деталь). Горизонтальное членение не менее отчётливо выражено и на боковых фасадах. Здесь в более разреженном виде задействованы те же декоративные элементы, что и на главном фасаде. Очень живописно выглядит восточный фасад собора. Это впечатление достигается за счёт комбинации разновысотных объёмов. Высокая гранёная центральная апсида сочетается с небольшими полукруглыми боковыми апсидами и остроугольными контрфорсами. Внутреннее убранство Троицкого собора "не дотягивает" до его внешности. Здесь сказались переделки послевоенных лет.

После десяти с лишним лет разрухи требовалось сделать храм пригодным для совершения богослужений. И - сделали. Установили иконостас, перестелили пол, "немарко" покрасили стены. В русле этой тенденции интерьеры собора соблюдались и в последующие годы. В итоге получилось странное смешение: торжественная глубина и высота пространства обрамлена столь безыскусно, что диву даёшься. Чего стоит только один пол, без затей выкрашенной коричневой краской и сообщающий собору сходство с деревенской церковью - правда очень вместительной. Троицкий собор представляет собой семикупольный шестистолпный храм с тремя выраженными нефами и развитым трансептом. Собор вытянут по оси "восток-запад", центральный фасад фланкирован двумя башнями, что сообщает храму сходство с костёлом. Это впечатление усиливают рокайльные фронтоны западного, южного и северного фасадов (интересно, что в ХVIII веке, после пожара, эти фронтоны были убраны; восстановили их только в ХХ столетии). Высота собора составляет 35 м, ширина - 26 м, длина - 38 м.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №84, 2014 г.



Собор построен построен по проекту и под руководством архитектора И. Баптиста. В литературе существует мнение, что автором проекта является А. Зерникау. После пожара 1731 г. архитектура собора была упрощена: были встроены участки северной и южной стен в пределах второго яруса, были разобраны четыре главы, собор вместо семиглавого стал трехглавым. Пожар 1808 г. вызвал новые разрушения. При восстановительных работах деревянные конструкции центральной главы были заменены металлическими, но сохранены барочные формы купола, а внешнему облику собора приданы черты классицизма. В 1849 г. чугунный пол был заменен на деревянный.

Сохранилась живопись XVII и XVIII в.в. Сооружение кирпичное, оштукатуренное, побеленное, трехнефное, шестистолпное, трехапсидное. Плановое решение памятника своеобразно. Как показали исследования, оно различно для первого и второго ярусов, что дало необычайную выразительность объемной структуре собора. Если в решении плана по первому ярусу отразилась древняя традиция трехнефных, трехапсидных храмов, то во втором план приобретает форму креста. Для большей выразительности возведены ризалиты, отвечающие трансепту. Собор семиглавый. Пять глав над основным объемом и две над угловыми башнями, фланкирующими главный западный фасад, свидетельствуют о влиянии западного барокко и древнерусской традиции постановки лестничных башен. В северо-западной башне размещена лестница, ведущая на П-образные в плане хоры. Конструкции всех глав, кроме башенных, металлические. Под зданием - глубокие подвалы с шестикамерным склепом.

Перекрытия над подвалом, хорами и основным объемом - кирпичные своды. Крестовые своды перекрывают боковые нефы под хорами, хоры и восточные предапсидные объемы. Полуциркульные своды - над центральным нефом, южной и северной частями трансепта, купол - над барабаном центральной главы.

Фасады членены пилястрами, ярусность подчеркнута развитым карнизом, раскрепованным на пилястрах, как и венчающий карниз. Прямоугольные, квадратные и полуциркульные окна и ниши обрамлены наличниками, треугольные и лучковые сандрики оформляют проемы, по центру южного, северного и западного фасадов - порталы с колонками и разомкнутыми фронтончиками, над ними огромные окна, а над венчающим карнизом - щиты барочных фронтонов. Своеобразен и насыщен декор центральной главы. В интерьере - скромные лепные украшения, ленты лепного орнамента подчеркивают ребра сводов, арки и т. д. Настенная живопись в основном XIX в. (масло), только несколько композиций XVIII в.

В настоящее время памятник реставрируется в первоначальных формах (проект реставрации архит. М. М. Говденко). Памятник является выдающимся произведением каменного зодчества Левобережья Украины периода барокко.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_494.html

Одной из главных достопримечательностей города Чернигов является Троицкий собор, который привлекает многих гостей города своей неординарной архитектурой. Само зхдание - это памятник архитектуры государственного значения.

В западной части города, на высоком холме располагается один из наиболее интересных и живописных архитектурных комплексов Украины – Троицко – Ильинский монастырь, построенный в конце XVII – в первой половине XVIII веков. Он и сейчас привлекает многочисленных туристов своей неповторимой красотой, а паломников – великими святынями – мощами небесных заступников черниговской земли – святителя Феодосия Черниговского (Углицкого) и преподобного старца Лаврентия.

Создание этого величественного монастырского ансамбля связано с древним Ильинским монастырем и относится к тому времени, когда Украина переживала переломный момент в своем историческом развитии после национально – освободительной войны 1648 – 1654гг. В центре монастырского двора расположено главное сооружение этого ансамбля – Троицкий собор. Он был заложен в 1679г. при непосредственном участии архиепископа Лазаря Барановича и финансовой поддержке гетмана Ивана Мазепы по проекту архитектора Иоанна Баптиста Зауера. Строительство храма продолжалось 10 лет, а работы по украшению – до 1695г. В этом же году собор был освящен преемником Лазаря Барановича, архиепископом черниговским Феодосием Углицким.

Своеобразие архитектуры Троицкого собора в том, что он построен с использованием объемно – пространственной композиции древнерусского храма в сочетании с элементами украинского барокко и раннего классицизма. По внешнему виду собор в общих чертах напоминает католический костел с обязательными квадратными в плане башнями по углам западного фасада.

Собор трехнефный, шестистолпный, трехапсидный, с четко выделенным трансептом и семью главами: две из них над угловыми башнями западного фасада. Перекрытия собора представляют собой систему коробовых и крестообразных сводов. Троицкий собор принадлежит к уникальной типологической группе соборов так называемого державного или гетманского жанра, в которой возрождены планировочно–пространственные структуры каменных храмов Княжеской эпохи и заметно влияние западного (литовского и польского) барокко. Эти храмы известны в Украине только в каменном строительстве и не имеют ни прототипов, ни подражаний в народной деревянной архитектуре. Эту типологическую группу основал Спасо–Преображенский собор Максаковского монастыря на Черниговщине (1646г.). Троицкий собор обладает еще несколькими характерными особенностями, сыгравшими важную роль в дальнейшем развитии этого архитектурного типа. В экстерьере – это активность силуэта, в котором семь глав композиционно поддерживаются фронтонами вычурных очертаний, а также фасадная пластика, являющаяся свободной композицией символически трактованных ренессансно – барочных ордерных форм с применением пилястр, полуколонн, сандриков и проч. Троицкий собор послужил образцом для строительства Спасо – Преображенского собора Мгарского монастыря под Лубнами. Декоративное убранство собора, решенное в барочном стиле, подчеркивает торжественный вид центральной части храма. Глубокие полуциркульные ниши, расположенные в обоих ярусах, усиливают динамизм и контрастность архитектурных форм собора. В таких нишах в католических храмах размещаются скульптуры святых, а в православном Троицком соборе ниши были лишь элементами декора, в них изображены местные и общеконфессиональные святые. Живопись относится к началу ХХ века. За время существования собор неоднократно горел, перестраивался, но в ходе реставрации в 80-тые годы ХХ века был восстановлен первоначальный вид собора в формах XVII века. Автор проекта реставрации – киевский архитектор М.М Говденко. Величественен и торжественен интерьер храма. Его украшением является иконостас 1942 – 1949гг, созданный местным художником Пименом Портным, а также целый комплекс настенной живописи XVII– XХвеков. В настоящее время в соборе находятся мощи черниговского святого Феодосия Углицкого и преподобного Лаврентия. В нижней части собора, под полом, расположен склеп, свидетельствующий о том, что собор был усыпальницей духовных иерархов и феодальной знати XVIII – начала ХХ века. С 1988 года Троицкий собор – действующий храм Украинской Православной Церкви. А на территории Троицкого монастыря расположено Духовное училище регентов – псаломщиков. Обязательно посетите Троицкий собор в Чернигове, ведь это уникальное строение и уникальная архитектурная достопримечательность не только Чернигова, но и всей Украины.