По инициативе Бернарда Вебера с помощью некоммерческой организацией New Open World Corporation начался проект по обновлению семи древних чудес света . С помощью опроса, через интернет и телефон более 100 миллионов человек отдали свои голоса, после чего был утверждён окончательный список новых семи чудес света . Результаты голосования были оглашены 7 июля 2007 года в Лиссабоне, Португалии .

Петра в Иордании

В 200 км к югу от иорданской столицы, глубоко в песчаных горах у долины Вади-Муса («Долина Моисея») запрятаны развалины древней Петры. Считается, что храмы и дворцы Петры были вырублены в скалах за 2000 лет до Рождества Христова древнеарабским кочевым племенем набатеев. Город строился около 500 лет и превратился в крупный торговый центр.

Петра располагалась на пересечении важных торговых путей между Красным и Средиземным морями. В Петре насчитывается более 800 достопримечательностей. Храмы и склепы, римские колоннады и амфитеатр на 3000 мест, дворцы вельмож, бани и каналы - всё это вытесано из камня.

Чичен-Ица в Мексике

Древний город майя - Чичен-Ица, расположенный в Мексике на севере полуострова Юкатан. Название древнего города Чичен-Ица переводится как «Колодец племени Ица». Город возник в VII веке н. э. как религиозный центр майя, а к X веку был захвачен тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики, и к XI веку стал столицей тольтекского царства. В 1178 году индейский правитель Хунак Кеель разгромил святилище майя, превратив его в жалкую груду развалин. Город пришёл в упадок и обезлюдел.

Статуя Христа-Искупителя в Бразилии

Гигантская статуя Христа-Искупителя, венчающая 710-метровую гору Корковадо, уже 80 лет по праву считается символом Рио-де-Жанейро и всей Бразилии в целом. Изваяние Христа с распростёртыми руками высится над 10-миллионным городом, словно благословляя и обнимая его. Статуя достигает 38 метров в высоту и весит 1145 тонн. У подножия монумента установлена смотровая площадка, с которой открываются изумительные виды на песчаные пляжи, огромную чашу стадиона «Маракана» , залив Гуанабара и пик Сахарная голова, похожий по своим очертаниям на кусок сахара.

Римский Колизей в Италии

Колизей - один из самых монументальных памятников римской эпохи - является символом Италии в той же степени, как Эйфелева башня для Франции или Кремль для России . Амфитеатр был построен за 8 лет - строительство начал император Веспасиан в 72 году и завершил в 80 году его сын Тит. Стены Колизея воздвигнуты из крупных блоков травертина, скреплённых между собой стальными скобами общим весом примерно 300 тонн. Открытие Колизея ознаменовалось 100-дневными увеселительными мероприятиями. За это время в гладиаторских турнирах погибло несколько тысяч воинов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки .

Великая китайская стена

Великая китайская стена представляет собой цепь оборонительных сооружений, протянувшихся через Северный Китай от Ляодунского залива Жёлтого моря до песков пустыни Гоби. Длина китайской стены по прямой, от края до края составляет 2450 км, а если учитывать все изгибы и ответвления, то, по разным оценкам, получается от 6000 до 8850 км. Строительство, начатое в 210 году до н.э., с небольшими перерывами продолжалось вплоть до конца правления династии Мин, то есть до 1640-х годов. Средняя высота стены достигала 7,8 метров, а её ширина позволяла маршировать в ряд пяти пехотинцам или скакать пяти конным всадникам в шеренге.

Мачу-Пикчу в Перу

Руины Мачу-Пикчу - «затерянного города инков» - скрыты в зарослях джунглей высоко в Перуанских Андах и с трёх сторон окружены бурной горной рекой Урубамба. Город построен как святилище в 1438 году девятым правителем Империи Инков - Пачакутеком Юпанки. Более 400 лет о существовании города ходили лишь легенды, и всего 100 лет назад (1911 год) оплот инков вновь «воскрес из небытия» благодаря американскому археологу Хайраму Бингему. Город процветал, на высоте 3000 метров его жители выращивали маис, картофель и другие овощи. Прямо в скалах инки вырубали террасы, засыпали их землёй из речной долины Урубамба и возводили массивные подпорные стены, защищавшие грядки от солнца, ветра и песчаных заносов. Около 1532 года обитатели Мачу-Пикчу по неизвестным причинам покинули город, оставив своим потомкам прекрасные архитектурные творения.

Тадж-Махал в Индии

В истории беломраморного шедевра тесно переплелись факты и легенды, но большинство историков сходятся во мнении, что усыпальницу построили в 1630-х гг. по приказу императора Великих Моголов - Шах-Джахана в память о безвременно скончавшейся супруге Мумтаз-Махал. 22 долгих года продолжалось строительство. В нём участвовали более 20000 человек, среди них строители со всей империи, мастера из

Первый человек на планете Земля появился 2 миллиона лет назад, такие выводы помогают сделать археологические раскопки в Эфиопии, Кении, Танзании. За время своего существования человечество эволюционировало, оставляя за собой яркие следы своего бытия.
Что может нам так наглядно демонстрировать уровень развития, религию, власть в различные периоды проживания человека на земле, как ни дело рук человеческих? Памятники архитектуры – вот настоящий кладезь истории. Это то, что помогает нам помнить о своём величественном прошлом, о своём былом могуществе, воссоздать утерянные исторические сведения, гордиться своими предками и верить в силы современного общества.
7 чудес света – это самая яркая демонстрация величества прошлых лет. Почему именно 7? Начнём с того, что 7 чудес света были определены ещё в античные времена. Число «7» считалось святым, числом великого бога Аполлона, оно было символом законченности и безупречности.
Встречаются рассказы об этих восхитительных памятниках истории ещё в эпоху эллинизма – это период времени, который оканчивается смертью Александра Македонского, а точнее 323 годом до нашей эры. Дошедшие до нас древние папирусы говорят о том, что чудеса света были предметом изучения в школе.
Первым, кто описал известные сегодня 7 чудес света, был Геродот. Правда, древнегреческий историк в своём труде «История» отобразил, только три памятника. А в III веке нашей эры миру предстал уже полный список «7 чудес света», который сохранился до наших дней.
С прошествием времён список неоднократно менялся, убиралось старое, добавлялось новое. Тем ни менее, мы с вами сейчас рассмотрим чудеса света, которые были в самом первом античном списке, который дошёл до наших дней.
7 чудес света включают в себя: в Египте находились Пирамида Хеопса и Александрийский маяк, в материковой Греции Статуя Зевса, в Вавилоне Висячие сады Семирамиды, на территории современной Турции был расположен Храм Артемиды и Мавзолей в Галикарнасе, на острове Родосс возвышался Колосс Родосский
Из этих всех величественных исторических памятников до наших дней дошёл только один, остальные шедевры архитектуры, к огромному сожалению, были разрушены.
Пирамида Хеопса. Этот то единственное чудо света, которое сохранилось до наших дней. Самая крупная пирамида в Гизе была построена примерно в 2000 году до нашей эры. Основание постройки квадратное, высота её достигает 147 метров, но из-за того, что несколько тысячелетий вокруг пирамиды происходили песчаные бури, сильные ветра, одно из 7 чудес света немного ушло под землю, значительно сократив свою высоту.
По мнению учёных, строительство этой усыпальницы продолжалось на протяжении тридцати лет. Но тело фараона внутри стен гробницы так и не было найдено – этот факт является загадкой по сегодняшний день.
Глядя на этот исторический памятник захватывает дух. Пирамида Хеопса поражает своей красотой и величием. Неужели древние египетские рабы смогли построить такой шедевр без современных приспособлений? Как они это сделали?


Висячие пирамиды Семирамиды. На самом деле висячие сады нужно было назвать «свисающими». Во время археологических раскопок историки наткнулись на дворцовый комплекс, который был выполнен в виде пирамиды. Вся пирамида была покрыта множеством растительности, которые как бы свисали с ярусов строения.
Одно из семи чудес света было возведено в VII веке до нашей эры, по приказу царя Навуходоносора II, который в те времена правил Вавилоном Великим.
Навуходоносор заключил союз с правителем Мидии Киаксаром, которой подкрепили браком вавилонского царя и дочери Киаскара Амитис. Амитис из Мидии – страны с богатой природой, наполненной зеленью и свежим воздухом была вынуждена переехать в Вавилон, город, построенный на засушливой местности, пыльный и песчаный. Наблюдая за тем, как мучается жена, заботливый муж решил сделать своей супруге подарок – создать своеобразный оазис, где Амитис будет чувствовать себя как дома. Навуходоносор так и поступил, тем самым на свет появилось одно из 7 чудес света – Висячие сады Семирамиды.
Почему сады Семирамиды? Ответ на этот вопрос очень прост: это ошибка древних историков. Они предписали сады ассирийской царице Семирамиде, которая жила двумя веками ранее.
Где именно находились Висячие сады, до сих пор остаётся загадкой. Историки имеют на этот счёт несколько гипотез.


Статуя Зевса в Олимпии. Согласно греческой мифологии Зевс – главный бог. Ему поклоняются гром и молния, небо и воздух, его боятся остальные боги.
Статуя Зевса, которая поразила умы человечества, была воздвигнута в V веке до нашей эры в храме Зевса на Олимпии. Храм был выполнен из мрамора, и поражал своей величественностью, красотой. Для изготовления статуи громовержца был приглашён один из самых известных и талантливых архитекторов Греции – Фидий.
В 435 году состоялось открытие статуи. В этот момент вся Греция застыла в изумлении. Никакие чудеса света не могли сравниться с мощью, силой, красотой статуи великого бога Зевса. Зевс был выполнен из золота и слоновой кости. Он сидела на золотом троне, в руках его был золотой скипетр, возле ног гордо сидел золотой орёл, а голову украшал венок.
Известно, что в V веке нашей эры статуя ещё существовала. Но после принятия греками христианства все храмы были закрыты. Феодосий I велел разобрать статую на части. После чего великое произведение искусства сгорело, или в Константинополе, или в самой Греции.


Храм Артемиды в Эфесе. Храм Артемиды был построен в VI веке до нашей эры. Но прежде чем это архитектурное сооружение приобрело тот вид, в котором оно стало одним из чудес света, оно было множество раз построено и множество раз разрушено.
Жители античного мира, а именно Греции поклонялись великой богини плодородия Артемиде. В определённый момент, выбрав место, где в основном делали жертвоприношения для богини, жители Эфеса начали строительство. Деревянные здания не выдерживали природных разрушений, поэтому храм строили несколько раз.
Наконец известный и талантливый скульптор Херсифон в 450 году до нашей эры построил более качественный храм, но через сто лет его сожгли. Тогда последователи скульптора приняли решение выполнить храм из мрамора. Это был величайший шедевр искусства, и именно он стал одним из 7 чудес света. Величественное сооружение было огромных масштабов: длинна – 105 метров, ширина – 51 метр.
К сожалению, уже в 263 году храм разграбили готы. В IV веке нашей эры была провозглашена единая религия христианство, которая потребовала уничтожение всех языческих памятников культуры.


Мавзолей в Галикарнасе. Когда именно началось возведение мавзолея до сих пор остаётся неизвестным. Считают началом строительства приблизительно IV век до нашей эры. Время, когда Кария был ещё колонией персидской империи.
Правитель Карии – Мавсол, начал строительство ещё при жизни. Заканчивала его, уже жена Мавсола.
Кстати, название «мавзолей» пошло именно от имени правителя – Мавсола.
Готовое сооружение восхищало, настолько оно было прекрасным. Мавзолей в Галикарнасе представлял собой крупную архитектурную постройку, внутри которой был собственный двор. Тонкие и в тоже время очень мощные резные изображения украшали отделку постройки.
Как именно был разрушен мавзолей не известно. Окончательно уничтожили исторический памятник набег мальтов в XV веке, или землетрясение.
Найдены были остатки мавзолея в 1977 году в результате археологических раскопок Кристиана Джеппеза.


Колосс Родосский. Колосс Родосский является предпоследним в античном списке 7 чудес света.
К сожалению, если вы сейчас захотите полюбоваться одним из мощнейших памятников античной архитектуры – греческим 36 метровым богом солнца – Гелиосом, то у вас это не получится. Так как величайший исторический памятник был уничтожен землятресением в 226 году до нашей эры. То произведение искусства, которое на протяжении 12 лет создавали величайшие античные скульпторы, простояло лишь 60 лет.
На решение создать такую скульптуру внушительных размеров подтолкнула благодарность жителей Родосса, за то, что якобы великий Гелиос поспособствовал тому, что Деметрий Македонский смог защитить город от завоевателей.
Сейчас одну из 7 чудес света пытаются восстановить. По плану современных архитекторов, статуя будет увеличена в размере ещё на 30 метров, и внутри неё будет развлекательный комплекс.


Александрийский маяк. Заканчивает список «Чудеса света» произведение искусства, которое находилось возле Александрии.
Александрия был портовым городом, и берег Средиземного моря был слишком мелководным, а дно каменистым. Поэтому, в 285 году на острове Фарос, что вблизи Александрии и началось грандиозное строение.
В результате длительных работ миру предстала 120 метровая статуя, состоящая из трёх отделений. В верхнем отсеке которой пылал огромный костёр. Камень и мрамор – вот главные составляющие сооружения, которое, как предполагалось, строилось на века. Но, к сожалению, великолепной башне судьбой не было уготовано столь долгое существование. Простояв практически 1000 лет, шедевр античного искусства рухнул в результате землетрясения.


Чудеса света, сколько в них загадок, и тайн? Как многого мы ещё не знаем, и уже не узнаем никогда. Становится ясным одно, необходимо тщательно оберегать наши культурные ценности, чтобы наши потомки могли воочию полюбоваться изумительными историческими памятниками.

Египетские пирамиды в Эль-Гизе

ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ, усыпальницы египетских фараонов. Крупнейшие из них - пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе в древности считались одним из Семи чудес света. Возведение пирамиды, в котором уже греки и римляне видели памятник невиданной гордыни царей и жестокости, обрекшей весь народ Египта на бессмысленное строительство, было важнейшим культовым деянием и должно было выражать, по всей видимости, мистическое тождество страны и ее правителя. Население страны работало на строительстве гробницы в свободную от сельскохозяйственных работ часть года. Ряд текстов свидетельствует о том внимании и заботе, которые сами цари (правда, более позднего времени) уделяли возведению своей гробницы и ее строителям. Известно также об особых культовых почестях, которые оказывались самой пирамиде.

Пирамиды Египта служили могилами для своих умерших королей. В центре ритуального комплекса здания - египетские пирамиды, по поверьям древних египтян обладали магической силой, в них мумифицированный фараон мог достичь вечной жизни. Первым шагом, который послужил созданию комплекса «Египетские пирамиды», была пирамида Джосера, построенная вскоре после того, как Египет стал единой землей (примерно в 3000 до н.э.). Пирамиды Египта стали известны в основном за счет пирамиды Хеопса, находящейся в Гизе, которая была открыта века спустя. Египетские пирамиды отличались уникальными технологическими особенностями, и до сих пор не до конца ясно, как именно их построили. Настоящую эволюцию, по мере которой развивались египетские пирамиды, можно проследить от самых древних доисторических могил до великолепия на плато Гиза. Пирамиды выстроены на левом - западном берегу Нила (Запад - царство мертвых) и возвышались над всем городом мертвых - бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами. Самая большая из трех - пирамида Хеопса (зодчий Хемиун, 27 в. до н. э.). Ее высота была изначально 147 м, а длина стороны основания - 232 м. Для ее сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными плитами, сверкавшими на солнце (известняковую обшивку сохранила только пирамида Хеопса, покрытие других пирамид арабы использовали при строительстве Белой мечети в Каире). Близ пирамиды Хефрена возвышается одна из крупнейших статуй древности и нашего времени - высеченная из скалы фигура лежащего сфинкса с портретными чертами самого фараона Хефрена. Великие пирамиды были окружены рядом небольших усыпальниц жен фараонов и их приближенных. В такие комплексы обязательно входили святилища Верхнего и Нижнего Египта, большие дворы для проведения праздника хеб-су, заупокойные храмы, служители которых должны были поддерживать культ умершего царя. Пространство вокруг пирамиды, окруженное стелами, посредством длинного крытого перехода соединялось с храмом на берегу Нила, где встречали тело фараона и начинались погребальные церемонии. Все пирамиды точно сориентированы по странам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. В пирамиде Хеопса угол наклона таков, что высота пирамиды равна радиусу воображаемой окружности, в которую вписано основание пирамиды. Замечательной инженерной находкой древних зодчих и строителей было сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, с помощью которых удалось снять и равномерно распределить колоссальную нагрузку на ее перекрытия. Помимо камер в пирамиде есть и другие пустоты - коридоры, проходы и галереи, входы в которые были тщательно замурованы и замаскированы. Тем не менее захоронения в пирамидах были разграблены, видимо, довольно скоро после погребения фараонов. Воры хорошо знали все ловушки, так что они, скорее всего, были связаны либо со строителями, либо со жрецами, осуществлявшими захоронения. Сооружения в Эль-Гизе своей грандиозностью и видимой бесполезностью поражали воображение уже в древности, что лучше всего передает арабская пословица: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид».

Висячие сады Семирамиды

ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ, сады во дворце вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н. э.), которые он приказал разбить для своей любимой жены - мидийской царевны; традиционно причисляются к Семи чудесам света. Первые упоминания о чудесных садах сохранились в «Истории» Геродота, вероятно, посетившего Вавилон и оставившего нам самое полное его описание. Возможно, с оглядкой на «отца истории» висячие сады в эллинистическую эпоху помещались в список самых великих и прославленных сооружений.

Сады в Вавилоне

Любопытно, однако, одна из самых впечатляющих достопримечательностей мира даже не упоминается Геродотом: Висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес античного мира. Указывают, что висячие сады Семирамиды были построены царем Навуходоносором, который правил городом в течение 43 лет, начиная с 605 до н.э. Существует менее достоверная альтернативная история о том, что сады были построены ассирийской королевой Семирамидой в ходе ее пятилетнего правления, начиная с 810 до н.э. Это был пик власти города и его влияния, когда царь Навуходоносор построил удивительный массив храмов, улиц, дворцов и стен, к чему относились и висячие сады Семирамиды. По легенде, висячие сады Семирамиды были построены, чтобы удивить и порадовать жену Навуходоносора, Амитис. Амитис, дочь царя Мидии, вышла замуж за Навуходоносора с целью создания альянса между народами. Она пришла из зеленой, солнечной страны, и высушенная на солнце местность Месопотамии показалась ей удручающей. Король решил воссоздать свою родину путем создания искусственных гор с садами. Висячие сады Семирамиды получили свое название не потому, что свисали наподобие кабеля или веревки. Название происходит от неточного перевода греческого слова, которое означает не только "висеть", но "нависать", как в случае с террасой или балконом. Уже во времена Геродота построение висячих садов приписывалось легендарной покорительнице всей Азии - ассирийской царице Шамурмат (в греческом произношении - Семирамида). Сады размещались на широкой четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, не пропускавших воду в нижние этажи сада. Все это сложное сооружение было покрыто толстым слоем плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с плитами розового и белого цветов. Ежедневно тысячи рабов качали воду из глубоких колодцев на вершину в многочисленные каналы, откуда она стекала на нижние террасы. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев (вывезенных из далекой Мидии). В основании конструкция покоилась на колоннах и образующих своды перекрытиях. Именно в этих залах дворца в нижнем ярусе сада умер Александр Македонский, завоеватель Вавилона и Азии. После запустения Вавилона (наследники Александра уже не возвращались в эту столицу своего великого предшественника) наводнение разрушило стены дворца, вода размягчила плохо обожженную глину, осели террасы, рухнули своды и опорные колонны. Единственный след когда-то грандиозного памятника инженерной мысли в настоящее время - открытая благодаря раскопкам Роберта Кольдевея в 1898 сеть пересекающихся траншей близ иракского г. Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки.

Статуя Зевса Олимпийского

ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО СТАТУЯ, прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия; одно из Семи чудес света. Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища - храме Зевса, в священной роще Альтисе. На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал представить верховного бога, мастер ответил: «...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»: Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями: Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».

Статуя Зевса в Олимпии

Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике: открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала ок. 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки - изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами. Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества. Возможно в конце 4 в. статуя Зевса была перевезена в Константинополь и установлена на столичном ипподроме, где погибла во время одного из пожаров.

Мавзолей в Галикарнасе.

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ, усыпальница царя Карии Мавсола (умер в 353 до н. э.), одно из Семи чудес света. Постройка оригинально соединяла в себе восточную ступенчатую пирамиду и греческий ионический периптер (архитекторы Сатир и Пифей). Как и другие греческие памятники из числа Семи чудес света, мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и собранием скульптуры - цоколь пирамиды, на которой покоились греческого типа храм и еще одна пирамида, украшали рельефы со сценами амазономахии самых прославленных скульпторов 4 в. до н. э. - Леохара, Скопаса, Бриаксиса и Тимофея.

Мавзолей в Галикарнасе

В 377 до н.э., город Галикарнас был столицей небольшого царства вдоль средиземноморского побережья Малой Азии. Именно в этом году правитель этой земли умер и оставил контроль над царством сыну, Мавсолу. Мавсол продолжил начатое отцом расширение территории, дойдя до юго-западной части Малой Азии. Мавсола, со своей королевой, правил Галикарнасом и прилегающими территориями в течение 24 лет. Мавсол, хотя он был местным жителем, отлично говорил по-гречески и восхищался греческим образом жизни и правительством. Затем, в 353 до н.э. Мавсол умерл, оставив свою королеву одну, которая также была его сестрой (Это был местный обычай для правителей - жениться на своей собственной сестре), с разбитым сердцем. Как дань уважения к нему, она решила построить самый великолепный Галикарнасский мавзолей, ставший его могилой. Вскоре Галикарнасский мавзолей стал известным сооружением, и теперь имя Мавсола связано со всеми величественными гробницами, поскольку именно от его имени появилось слово «мавзолей». Галикарнасский мавзолей был таким красивым и уникальным, что он стал одним из семи чудес античного мира. Почти нетронутый мавзолей простоял ок. 1800 лет посреди опустевшего города до 15 в., когда был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою опорную крепость на Эгейском море - замок св. Петра (совр. Бодрум в Турции). Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 английским археологом Ч. Т. Ньютоном рельефные плиты с цоколя гробницы (в настоящее время находятся в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле), статуи Мавсола и его жены Артемисии (продолжившей после смерти царя строительство уже общей их гробницы) и колоссальная колесница, венчавшая все сооружение.

Храм Артемиды Эфесской.

АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ ХРАМ (Артемисион), один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира; с эпохи эллинизма традиционно включается в список Семи чудес света.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды Эфесской сегодня – это остатки колонн и скудные фрагменты, валяющиеся на земле, и это все, что осталось от седьмого чуда света. По словам Страбона, храм Артемиды Эфесской уничтожался по меньшей мере семь раз, и столько же раз перестраивался. Археологические находки свидетельствуют о, по меньшей мере, четырех восстановлениях этого храма, начиная с 7 века до нашей эры. Черсифон и Метаген возвели двукрылый храм в 6 веке до н.э. и его, по Герострату, сожгли – следующая величественная структура, построенная полностью из мрамора, появилась в 334 году до н.э., и была закончена в 250 г. до н.э. Храм Артемиды Эфесской вызвал восхищение даже Александра Великого, который оплачивал продолжение работы. Там работали также Скопас и Пракситель, а за дизайн отвечал Хирократ. Эллинистический храм был построен на подиуме, к которому вела 13-ступенчатая лестница. Двойная колоннада окружала внешнее и внутреннее пространство (105 х 55 м). Рельефные колонны были работой Скопаса, а Пракситель работал над оформлением алтаря. К сожалению, как мы уже говорили, храм Артемиды Эфесской не сохранился. Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения относятся еще к догреческим временам; гигантский храм богини был сооружен в 6 в. до н. э. архитектором Херсифроном из Кноса. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм - точную копию эфесского - в городке Скиллунте в Элиде. 21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен Геростратом - совершилось кощунство, потрясшее весь эллинский мир. Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Когда же Александр через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание. Все сооружение поражало великолепием и несвойственным для греческой архитектуры масштабом. Храм занимал огромную площадь - 110 х 55 м, высота коринфских колонн (их было 127), двойным рядом окружавших сооружение, также была грандиозной - около 18 м.; кровля Артемисиона была покрыта мраморной черепицей. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост. Великие греческие мастера приняли участие в украшении столь почитаемого места: Пракситель изваял рельефы для алтаря в ограде святилища, рельефы колонн исполнил Скопас, Апеллес поместил в храме свои картины; картинная галерея Артемисиона пользовалась столь же большой известностью, что и собрание картин в афинских пропилеях. Процветало святилище и при римлянах, источники сообщают о богатых дарах в храм серебряных и золотых статуй и постройке портика вдоль дороги от города к святилищу (ок. 200 м). В «Деяниях апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым прибыльным ремеслом. В 263 ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище; следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж. Т. Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон).

Фаросский маяк.

ФАРОССКИЙ МАЯК (Александрийский маяк), маяк на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта; одно из Семи чудес света. Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом мире маяка колоссальных размеров, был Сострат Книдский. На мраморной стене сооружения Сострат высек надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Он закрыл эту надпись тонким слоем штукатурки с написанным на ней прославлением царя Птолемея Сотера. Со временем отвалившаяся штукатурка раскрыла подлинное имя строителя и великого инженера.

Александрийский маяк

При возведении маяка были применены самые замечательные и остроумные изобретения александрийских ученых. Нижний этаж трехъярусной 120-метровой башни имел четыре грани, обращенные на север, восток, запад и юг, восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж - фонарь венчал купол со статуей Посейдона высотой около 7 м. Сложная система металлических зеркал усиливала свет огня, зажигавшегося на вершине сооружения и позволяла вести наблюдения за пространством моря; сам маяк был еще и хорошо укрепленной крепостью с большим военным гарнизоном. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях, украшавших башню маяка: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра. Удивительное сооружение простояло до 14 в., но даже в уже сильно разрушенном виде высота его составляла ок. 30 м. В настоящее время сохранился только цоколь маяка, целиком встроенный в средневековую крепость (сейчас - база египетского флота).

Колосс Родосский.

КОЛОСС РОДОССКИЙ, гигантская статуя Гелиоса работы скульптора Хареса на о. Родос; одно из Семи чудес света. Возведен на деньги, полученные Родосом после продажи осадных машин Деметрия I Полиоркета, пытавшегося захватить этот богатейший греческий остров в 305 до н. э.

Колосс Родосский

Путешественники в Нью-Йоркской гавани могут увидеть чудесное зрелище. Перед ними появляется стоящая на небольшом островке в гавани огромная статуя женщины в одеждах, держащая в руках книгу и факел, устремляющийся в небо. Статуя имеет почти сто двадцать футов от ног до короны. Она иногда называется "Современный Колосс", но чаще ее называют статуей Свободы. Колосс Родосский, которого так напоминает нам статуя Свободы, это старинное творение древних, находящееся на острове Родос. Колосс Родосский представлял собой статую, стоящую по берегам пролива, одна нога находилась на одном берегу, вторая – на втором. По проекту, между ног статуи должны были проплывать корабли. К сожалению, Колосс Родосский оказался «слаб в ногах», из-за землетрясения его ноги подломились, и огромная статуя рухнула в воду. Долгое время оставались остатки его ног, служившие доказательством его существования, но до наших дней не дошли и они. Колосс Родосский сегодня стал символом масштабного, но плохо продуманного в основании проекта, который может легко обрушиться. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове - он был его создателем: не имея места ему посвященного, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту статуя была ок. 35 м, т. е. почти в три раза превышала «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом, сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно ок. 13 и ок. 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во 2 в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур. Создание бронзового гиганта длилось ок. 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами; Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими в 977 Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов. В настоящее время реконструировать в полной мере облик статуи не удается. Не так давно, пару лет назад, прошли очередные выборы, где определялись новые 7 чудес света.

Современные чудеса света

В новый перечень вошли следующие чудеса:

Великая китайская стена - по нашему скромному мнению, она должна входить во все подобные списки, где затрагиваются новые чудеса света. Стена является поистине невероятным объектом, на какой было затрачено множество средств, материалов, и людских жизней. Поразительная по своим размерам конструкция вызывает восхищение, когда мы только задумываемся о существовавшем тогда уровне техники.

- Петра - данный объект также по праву был включен в новые 7 чудес света, поскольку он представляет собой целый город, целиком вырубленный в скалах. Мастерство рабочих удивляет даже по современным меркам, а если опять же вспомнить, что городу несколько тысяч лет, то можно с уверенностью утверждать - это настоящее чудо.

- Статуя Христа - известная нам по бразильским сериалам, высокая конструкция, венчающая холм в Рио. Рассматривая новые 7 чудес света, мы считаем, что можно было бы выбрать и что-то другое, более достойное, но это только наше личное мнение.

- Мачу-Пикчу - индейский город, сохранившийся до наших дней, и представляющий собой памятник древней цивилизации инков. Новые чудеса света ставят его на одно место с китайской стеной и египетскими пирамидами, и мы склонны с ними соглашаться - действительно, здесь есть, на что посмотреть.

- Чичен Итца - это постройки, ставшие памятником другой великой цивилизации - майя. Здесь сохранились древние скульптуры, строения, изобретения, практически в идеальном состоянии дошедшие до наших дней. Даже некоторые предметы мебели были найдены здесь. Наш вердикт - современные чудеса света должны включать этот город.

- Римский Колизей - место, где проходили сражения гладиаторов, пропитанное кровью и страшными историями, последними вздохами людей и животных. Новые чудеса света включают Колизей не просто из-за его красоты, но из-за истории, участия в древних произведениях, рассказах и повествованиях.

- Тадж Махал - овеянный романтическим ореолом, храм, выстроенный в память, наверное, одной из самых известных историй любви в мире, он достоин включаться в современные 8 чудес света исключительно из-за своей истории.

- Пирамиды Египта - они были включены в новые 8 чудес света, поскольку египтяне обиделись из-за того, что их «чудо» не вошло в перечень лучших. Решено было уважить просьбу, поскольку и правда, конструкция заслуживает восхищения. Очередные новые 8 чудес света В настоящее время проводится новый отбор претендентов на список «современные 8 чудес света». Дело в том, что предыдущий отбор привлек много внимания, позволил значительно увеличить знания о природных чудесах, инженерных и прочих. Поэтому сегодня предлагается еще раз выбрать новые 8 чудес света - природных. Выбор будет проходить в несколько этапов, сейчас определяется 21 финалист.

Иллюстрированная интерпретация Семи Чудес Света.

Всем известно, что было всего в мире семь чудес света. Какие из них сохранились, а какие канули в лету?

Шесть из семи чудес света, к сожалению, не сохранилось. И лишь одно осталось радовать взор туристов. Причем, чудо света, которое продержалось до наших дней, является самым древнем. Сколько ему лет, где оно находится? Мы обязательно ответим на этот вопрос Но сначала вспомним их все, причем по порядку, начиная с самого молодого – построенного в III веке до нашей эры.

Шесть чудес света, недоживших до наших дней

Колосс Родосский – гигантская (колоссальная), по тем временам, античная статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, воздвигнутая на острове Родос (в Эгейском море), в городе с одноимённым названием.


Статуя была заказана жителями Родоса у скульптора Харесу. Изначально они планировали, что она будет в десять раз выше человеческого роста, но впоследствии увеличили высоту проекта до 36-и метров.

Строительство началось 292-м году до н. э и продолжалось 12 лет. Колосс Родосский стоял на мраморном постаменте, имел железный каркас и был облицован бронзовыми пластинами, а внутренний объём был заполнен глиной. При этом известно, что на его строительство ушло около 8-ми тонн железа и примерно 13-ть тонн бронзы.

Колосс Родосский простоял всего лишь около 55-ти лет и был разрушен землетрясением примерно в 225 году до нашей эры.

Александрийский маяк был построен в третьем веке до нашей эры в древнем Египте на острове Фарос в Средиземном море недалеко от берегов Александрии. Строился он от 5-ти до 20-ти лет (тут данные разнятся) во времена правления царя Египта Птолемея II. Примерным годом завершения строительства считается 283 год до новой эры. Известно имя архитектора, им был Сострат Книдский.


Александрийский маяк был сделан из мрамора (или облицован) и имел три уровня:

  • нижний уровень был прямоугольным и имел жилые помещения
  • средний уровень был восьмиугольным
  • верхний уровень – цилиндр, в котором горел огонь маяка

Другое название Александрийский маяк получил в честь острова, на котором был построен – Фаросский маяк. Он был высотой порядка 130 метров, а его свет был заметен для кораблей, по разным данным, на расстоянии от 50-ти до 80-ти километров.

Маяк в целостности простоял до 796 года нашей эры. В этот год сильное землетрясение сильно повредило его. Он был восстановлен, но не в полном объёме. Известно, что 14-м веке его высота составляла всего 30 метров. А в веке 15-м султан Аль-Ашрафом Саиф аль-Дин Кайт-бей построил на этом месте крепость “Кайт-Бей”, которая существует по сей день.

Мавзолей в Галикарнасе – надгробный памятник Мавсола, правителя карийского народа. Древний город Галикарнас, где был построен мавзолей, располагался на территории современной Турции (город Бодрум).


Возведение мавзолея заказала жена Мавсола Артемисия III ещё при жизни супруга. За строительство взялись греческие архитекторы Сатир и Пифей. Также к работе были привлечены известные в то время скульпторы Бриаксид, Леохар, Скопас и Тимофеос.

Мавзолей строился восемь лет с 359-го по 351-й год до нашей эры. Мавсол не дождался завершения строительства и умер в 353 году.

Получившееся сооружение было 45 метров высотой, первый уровень украшали 36 колонн и множество статуй, над ним возвышалась пирамида, на вершине которой находилась мраморная квадрига – двухколёсная колесница с четырьмя запряжёнными в неё конями.

Галикарнасский мавзолей простоял 19 веков и бал разрушен сильным землетрясением в 13-м веке.

Для справки: слово “мавзолей” произошло от имени Мавсол.

Олимпийские игры, в честь бога грома и молний - Зевса, проводились в древней Греции с 776 года до нашей эры. Они пользовались огромной популярностью. И вот спустя 300 лет греки решили построить храм в честь своего главного бога и покровителя олимпийских игр. В 470 году до новой эры они начали собирать пожертвования на его постройку.


Когда средства были собраны, началось строительство храма, которое продолжалось десять лет между 466 и 456 годами до нашей эры. Храм Зевса получился поистине грандиозным: мраморную крышу размером 27 на 64 метра поддерживали 34 колонны из известняка. Каждая колонна была 10.6 метров в высоту и более 2-х метров в диаметре. А общая площадь здания составляла 1728 квадратных метров.

Храм был построен. Спустя некоторое время встал вопрос о создании достойной бога Зевса статуи. За её создание взялся знаменитый афинский скульптор Фидий. Для этого ему понадобилась гигантская мастерская равная по площади самому храму, которую построили в 80-ти метров от него.

Открытие статуи Зевса в Олимпии состоялось в 435 году до н. э. Она была выполнена в технике хрисоэлефантинной скульптуры: деревянный каркас был обклеен пластинами из слоновой кости, а накидка, скипетр с орлом в левой руке, статуя богини Ники в правой руке, и оливковый венок на голове, были покрыты золотом. И при всём при этом Зевс сидит на золотом троне. Сведения о высоте статуи разнятся: вместе с постаментом она составляла 12-17 метров.

Статуя просуществовала более 800 лет. Последнее письменное свидетельство о ней датируется 363 годом. А в 11-м веке историк Георгий Кедрин утверждал, что в 5-м веке статуя ещё была цела. Её могли перенести в Константинополь, где она сгорела во время пожара в 476 году. По другой же версии её никуда не перевозили, и она погибла вместе с храмом в пожаре 425-го года.

Храм Артемиды Эфесской, как несложно догадаться, находился в древнегреческом городе Эфесе, неподалёку от современного города Сельчук (крайний запад Турции). Храм был воздвигнут в честь Артемиды – богини охоты и плодородия, и покровительницы всего живого на Земле.


Средства на постройку храма пожертвовал лидийский царь Крёз, а проект разработал архитектор Херсифрон. Он воздвиг стены и колоннаду храма. Не дождавшись завершения строительства Херсифрон умер. Строительство продолжил его сын Метаген, а закончили возведение храм архитекторы Пеоний и Деметрий.

Храм Артемиды был построен примерно в 550 году до нашей эры. А в 356 году до н. э он был уничтожен пожаром, который устроил, согласно легенде, житель Эфеса по имени Герострат. Таким образом, Герострат просто хотел прославиться и добился своего.

К 323 году до нашей эры храм Артемиды в Эфесе был полностью восстановлен архитектором Александром Дейнократом. А средства на это выделил Александр Македонский. Храм получился точно таким же, как и его прежняя версия, за исключением того, что он был поднят на более высокое ступенчатое основание. Крышу поддерживали 127 колонн, стоящих в восемь рядов и имевших 18-ти метровою высоту. Длинна храма была 105 метров, а ширена – 52. Внутри храм был украшен скульптурами, барельефами и картинами.

Храм Артемиды в Эфесе благополучно просуществовал несколько веков, до того, как в 263 году уже нашей эры был разграблен готами. А в конце 4-го века был закрыт и разрушен христианами, в связи с запретом язычества.

Висячие сады Семирамиды – самое противоречивое чудо света. Доподлинно неизвестно существовали ли они вообще. Причем, если и существовали, то не в то время, когда жила царица Семирамида.


Легенда такова: вавилонский царь Навуходоносор II заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии, и чтобы закрепить союз, женился на дочери Киаксара, которую звали Амитис (Аманис). Амитис переехала к мужу в Вавилон (руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла в Ираке), который был пыльным и сухим пустынным городом.

Амитис скучала по своей горной и зелёной родине – Мидии. И чтобы погасить эту скуку Навуходоносор II приказал возвести зелёные висячие сады. Они были предположительно созданы в 605 году до нашей эры.

А Семирамида - легендарная царица Ассирии, супруга царя Нина, жила на два века раньше. Так что “висячие сады Семирамиды” правильнее называть “висячими садами Амитис”. Что же касается термина “висячий сад”, то он предполагает сад, который расположен на крыше, галерее или специальных каменных опорах. Растения в нём растут на насыпном почвенном слое.

Если верить легендам висячие сады Семирамиды просуществовали вплоть до первого века нашей эры.

Пирамида Хеопса – самое древнее и самое высокое чудо света. И к тому же единственное которое сохранилось до наших дней. А значит и самое прочное. Находится она на плато Гиза в основании дельты Нила, не далеко от Каира, в Египте.


Хотя с момента строительства прошло уже около 4500 лет, мы знаем (насколько достоверное это знание - вопрос) кто был её архитектор. Им был племянник Хеопса - Хемиун. Предположительно строительство было закончено где-то около 2540 года до нашей эры и заняло порядка 20-ти лет.

Доподлинно нельзя утверждать точную дату начала строительства пирамиды Хиопса. Разные методы её определения дали разные результаты, которые укладываются в следующий период: 2850 – 2560 года до н.э. При этом в Египте празднуют официальную дату начала строительства: 23 августа 2560 года до н. э.

Пирамида Хеопса сделана из блоков гранита и известняка (в основном из известняка). Сейчас она имеет ступенчатый вид, но изначально она была облицована белым известняком (т. н. Юрский мрамор) и имела покатые склоны. Кое где эта облицовка сохранилась. Склоны пирамиды сияли на солнце персиковым цветом, а вершину венчал позолоченный камень – пирамидион.

Высота пирамиды 135.5 метров (изначально - 146,6 метров). Длинна сторон основания примерно равна 230 метров. Площадь основания - около 53 000 квадратных метров. А средняя масса одного каменного блока - 2.5 тонн. При этом самый тяжёлый блок весит 35 тонн. Всего в пирамиде около 2,3 миллионов блоков. Общий вес пирамиды составляет 6,5 миллионов тонн.

На протяжении более 3000 лет пирамида Хеопса была самым высоким творением человека, а в 1311 году в Англии был построен Линкольнский собор, шпиль которого возвышался уже на 160 метров. Правда, в 1549 году шпиль рухнул. Сейчас высота собора не превышает 83-х метров.

Что же касается предназначения пирамиды Хеопса, то оно доподлинно неизвестно. Логично предположить, что она является усыпальницей фараона Хеопса (Хуфу), но никаких мумий в ней найдено не было.

Восьмое чудо света

Официально восьмого чуда света не существует. Этим термином принято называть некоторые грандиозные сооружения человечества, которые могли бы претендовать на звание чуда света, но … но чудес света всего семь и этот список расширить нельзя.

Каждый из нас слышал о том, что некогда существовали 7 чудес света древнего мира , однако далеко не все могут с уверенностью назвать их. Первые упоминания о семь древних чудесах света встречаются в трудах древнего ученого и философа Геродота, которые были написаны за 5 тыс. лет до нашей эры. В своих записях ученый делал попытки классифицировать наиболее величественные архитектурные сооружения того времени, которые поражали воображение современников. Геродот не только составил список самых выдающихся инженерных конструкций древности, но и сделал полное описание каждого из семи чудес света древнего мира . К сожалению, его труды не дошли до наших дней. Они сгорели при пожаре в Александрийской библиотеке вместе с множеством других бесценных рукописей, поэтому мы можем судить о старых семи чудесах света лишь по разрозненным упоминаниям в сохранившихся рукописях того времени, а также на основе фрагментов некогда величественных сооружений, найденных в ходе археологических раскопок.

Из всех чудес света древнего мира до наших дней сохранилась лишь пирамида Хеопса. Огромная усыпальница правителя древнего Египта, пережившая века практически без разрушений, недвусмысленно говорит о той власти, которой обладал фараон.

Колосс Родосский по праву считается самым величественным скульптурным сооружением древности. Высота бронзовой статуи, ноги которой располагались на противоположных берегах пролива, составляла по разным источникам от 36 до 60 метров, однако недостаточно тщательный расчет конструкции привел к тому, что Колосс обрушился при первом же землетрясении спустя 60 лет постройки. Оставшиеся на берегах ноги гиганта еще долгое время напоминали о былом величии сооружения, но до наших дней не сохранились и они.

В число остальных 7 древних чудес света входит статуя Зевсе в древней Греции, высота которой составляла 17 метров, 150-метровый Александрийский маяк на острове Фарос, Храм Артемиды в малой Азии, а также Мавзолей в Галикарнасе, который был возведен супругой карийского царя Мавсола в качестве его усыпальницы. Мавзолей простоял более полутора тысяч лет и рухнул во время землетрясения в XIII веке. Висячие сады Семирамиды являлись самым необычным сооружением из всех 7 чудес света. Старые придания во всех красках описывают четыре яруса пирамиды, расположенные поверх колонн, на которых размещался слой плодородного грунта, и произрастали редкие деревья и красивейшие цветы. Самый нижний ярус находился на высоте 34 метра, высокий - на высоте 42 метра. Сотни рабов непрерывно трудились для того, чтобы обеспечить сады необходимым количеством воды.

Поскольку не одно из семи древних чудес света, кроме пирамиды Хеопса не сохранилось до наших дней, об их былом величии можно судить лишь по дошедшим до нас записям современников.